Принятие закон вызвано необходимостью оптимизации условий для развития рекламного рынка, обеспечения полноты правового регулирования данной сферы деятельности, упрощения административных процедур, приведения закона “О рекламе” в соответствие с иными законодательными актами, а также урегулирования проблемных вопросов, выявленных в ходе правоприменительной практики.
Как рассказали в Министерстве торговли, законом предусмотрено сокращение объема теле- и радиорекламы в наиболее рейтинговое время (с 18.00 до 22.00) с 18 до 16 минут в час. Также установлено, что прерывание передачи, в том числе художественного фильма, на рекламу должно быть не более четырех раз в час.
При рекламе услуг (работ) запрещается использовать слова “подарок”, “бесплатно”, “0 рублей” и т.п., если осуществление данных услуг (работ) при этом предполагает оплату.
Еще одно из нововведений касается рекламы игорных заведений и азартных игр. “Она полностью запрещается на телевидении и радио с 7.00 до 22.00, в учреждениях образования, организациях здравоохранения, культуры и спорта, на игрушках, в изданиях для несовершеннолетних и специализирующихся на вопросах экологии, образования и здоровья”, – сказали в Минторге.
Запрет на трансляцию рекламы пива на телевидении и радио, установленный ранее с 7.00 до 20.00, согласно закону продляется до 22 часов. При этом данная реклама (по аналогии с рекламой алкогольных напитков) должна будет содержать предупредительную надпись о вреде его чрезмерного употребления.
Перечень запретов, установленный в отношении рекламы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медтехники дополняется запретами на указание в рекламе конкретных случаев излечения, рекомендаций госорганов, а также предложений материального поощрения за приобретение рекламируемого объекта. Отдельной статьей устанавливаются требования к рекламе биологически активных добавок (БАД) к пище.
Законом также предусмотрена норма, направленная на пресечение рекламы финансовых пирамид, в соответствии с которой запрещается реклама деятельности лиц, не зарегистрированных в качестве организаций или индивидуальных предпринимателей, по привлечению денежных средств, электронных денег и иного имущества граждан под выплату дохода.
“В рекламе банковского вклада появится предупреждение о праве банка уменьшать проценты по вкладу (депозиту). Операторы сотовой связи, распространяющие рекламу через сотовую связь, предварительно должны будут заручиться подписью абонента, подтверждающей его согласие на получение такой рекламы”, – рассказали в Минторге.
Ряд норм закона направлен на упрощение условий размещения рекламы. К примеру, отменяется административная процедура по выдаче разрешения на размещение рекламы на транспорте. “После вступления документа в силу такая реклама потребует только согласования ее содержания с соответствующим городским или райисполкомом и подразделением Госавтоинспекции”, – пояснили в министерстве. Согласование содержания наружной рекламы также передается на уровень городских и районных исполнительных комитетов.
При этом отменяется административная процедура по согласованию рекламы ветуслуг, медицинских услуг (работ), если данная реклама содержит исключительно сведения, указанные в лицензии на медицинскую деятельность, и контактную информацию.
В целях исключения споров о правовой природе договора о размещении рекламы устанавливается, что такие правоотношения оформляются договором возмездного оказания услуг.
В рекламе на радио, наружной рекламе и некоторых других видах рекламы разрешается не указывать наименование рекламодателя, УНП, реквизиты лицензии, а также регистрационного удостоверения лекарственных средств и БАДов.
На иностранном языке (помимо рекламы, которая была разрешена к распространению и ранее) дополнительно разрешается распространение рекламы оригинальных названий товаров, творческих произведений, псевдонимов и доменных имен сайтов.
В социальной рекламе закон разрешает упоминание спонсоров культурных и спортивных мероприятий, организуемых с участием госорганов. Оценивать качество социальной рекламы будет межведомственный совет по рекламе.
БелТА