Могилев – второй Мадрид
С первых дней войны вместе с солдатами регулярной Красной армии сражались бойцы народного ополчения (рабочие, служащие, селяне). Они участвовали в сооружении оборонительных рубежей, уничтожении живой силы и техники врага.
До последнего героическую оборону Могилева держала 172 стрелковая дивизия (далее – с.д.) генерал-майора М.Т.Романова. 388 стрелковый полк (далее – с.п.) полковника С.Кутепова стоял, пока бойцы были живы.
В конце июня 1941 г. прибывшие из Москвы маршалы Советского Союза Н.Е.Ворашилов, Б.М.Шапошников совместно с секретарем ЦК КП(б)Б П.К.Понамаренко, партийно-советскими органами Могилева и командованием 61-го стрелкового корпуса (комкор генерал-майор Ф.А.Бакунин) разработали план обороны города. Предусматривалось широкое привлечение местного населения к строительству оборонительных сооружений, формирование ополченческих отрядов на предприятиях.
Боевой клич «Отечество в опасности!», «Сделаем Могилев вторым Мадридом!» выдвинутый коммунистами, стал критерием поведения всех жителей Могилева.
За короткое время жизнь города была перестроена на военный лад. Ополченцы – жители города, труженики окрестных деревень – вы-шли на окраины Могилева, к берегу Днепра. Сооружались огневые оборонительные постройки, укрытия, отрывались противотанковые рвы, устраивались завалы, танкоопасные направления минировались.
Число занятых на строительстве оборонительных сооружений достигало 50 тыс. человек, т.е. в строй стал почти каждый 2-й взрослый могилевчанин. За 7 дней вокруг Могилева под огнем противника была возведена линия сооружений протяженностью в 25 км. На улицах, перекрестках, площадях появлялись надолбы, противотанковые ежи, противопехотные заграждения.
Ополченцы учились стрелять, метать гранаты и бутылки с горючей смесью. Спешно вывозилось оборудование заводов.
Оборона Могилева проходила с 4 по 27 июля 1941 года в три этапа: на дальних подступах с 4 по 9 июля; на ближних подступах с 9 по 16 июля; в окружении с 16 по 27 июля.
Прорвав нашу оборону и форсировав Березину, танковые части Гудериана устремились на восток. Рассчитывали за один день преодолеть расстояние от Березины до Днепра в 110 км.
На реке Друть около Белынич располагался артиллерийский дивизион капитана Хигрина. Артиллеристы 4-5 июля отбили все атаки и задержали наступления врага. В разгар боя Хигрин заменил раненого наводчика и лично вел огонь по танкам противника, уничтожив четыре танка. Но в этом бою осколок снаряда оборвал жизнь Хигрина. Похоронен в г.п. Белыничи. 30 августа 1941 г. Борису Львовичу Хигрину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Тяжелые бои шли в районе Могилева, где оборону держали соединения 61-го корпуса под командованием генерала Ф.А.Бакунина. Накануне войны корпус дислоцировался в Тульской обл. и в г.Туле. 26 июня штаб корпуса прибыл в Кричев и получил приказ занять оборону по Днепру на участке Шклов-Могилев.
В помощь боевым соединениям было создано одно из первых в стране Могилевское народное ополчение в количестве 12 тысяч человек, начальником штаба которого стал секретарь Г.К. партии тов.Морозов. Во время обороны Могилева был захвачен в плен, бежал. В партизанском отряде им.Котовского Брестской обл. был комиссаром, после войны – зам.министра лесной промышленности.
Непосредственно оборона города возлагалась на 172 с.д. Город был объявлен находящимся на осадном положении. С 3 по 9 июля дивизия вела бои на рубеже р.Друть, около г.п. Белыничи.
При дивизии 61-го стрелкового корпуса под командованием генерала Ф.Бакунина отразили первые лобовые удары врага. Не сумев взять Могилев лобовым ударом с запада, они обрушились на фланги дивизий, форсировали Днепр в районе Шклова и Быхова и пошли на Смоленск (пал 16 июля). 16 июля они соединились в Чаусах и окружили г.Могилев.
Город находился уже в глубоком тылу врага за двести километров от линии фронта, держался, сковывал и оттягивал на себя крупные силы противника – 6 пехотных и 4 танковых дивизии.
Слова комдива М.Романова: «Могилев не сдавать, защищать до последнего человека», – облетели все части, стали девизом защитников Днепровской твердыни. Им удалось сдерживать непрерывные атаки, несмотря на пятикратное превосходство врага в численности войск и техники.
Однако с каждым днем положение наших солдат становилось все более отчаянным: иссякали боеприпасы и продовольствие, некуда было эвакуировать раненых. Кончились медикаменты. Бинты приходилось снимать с умерших, стирать и вновь пускать в дело. После 23-х дней упорных боев на каждого бойца в среднем оставалось по три патрона. Это был второй Брест, но в неизмеримо больших масштабах. Газеты о могилевской эпопее не сообщали: слишком много наших войск оказалось здесь в окружении. Сталин не желал признаваться в столь крупных потерях.
Исчерпав все возможности обороны, комдив М.Романов собрал в кулак оставшиеся силы и повел их на прорыв. Раненные, способные хоть как-то передвигаться, тоже пошли в этот последний бой. Все понимали: шансов прорваться почти никаких, но, не желая сдаваться, они готовы были умереть в бою. Генерал Романов шел на прорыв впереди. Ночной рукопашный бой был жестоким и непродолжительным. Лишь немногим удалось под прикрытием темноты прорваться к партизанам.
В этом бою 26 июля Михаил Тимофеевич Романов был тяжело ранен, его спрятала и выходила семья Осмоловских из д.Барсуки. После выздоровления он оказывал помощь партизанам. 22 сентября был схвачен по доносу предателя и брошен в лагерь военнопленных на Луполово. Бежал. Его снова схватили. Семью Осмоловских расстреляли. Теперь в Барсуках стоит у дороги обелиск семье Осмоловских.
Фашистское командование высоко оценило военный талант генерала Романова, предложило перейти на их сторону, обещало сохранить жизнь, но ничего не добилось. До конца своих дней он остался верен партийному билету. Предлагается, что погиб он в фашистском лагере.
С 11 по 13 июля особенно жестокие бои шли на участке 388 с.п. 172 с.д. в районе д.Буйничи западнее Могилева. Командовал им полковник С.Кутепов. Позиции полка были неоднократно атакованы превосходящими силами противника. Но воины отбили все атаки и удержали занимаемые позиции. 13 июля на этом участке в 14-часовом бою было подбито 39 немецких танков, уничтожено 350 гитлеровцев. В этот жаркий день в полк Кутепова прибыл корреспондент «Красноармейской правды» писатель Константин Симонов и фотокорреспондент Трошкин, который заснял разбитые фашистские танки. За бой 13 июля 1941 г. полковник Кутепов был награжден орденом Красного Знамени.
Все 23 дня героической обороны г.Могилева стойко сражался полк Кутепова. Он навечно остался на правом берегу Днепра, прикрывая отход остатков 172 с.д. Полег весь полк, погиб полковник Кутепов, выполнив свою задачу и сдержав свои слова, которые он сказал при встрече с К.Симоновым: «Что бы там кругом ни было, кто бы там ни отступал, а мы будем стоять, пока живы».
Одним из первых про героические дела воинов на Днепре рассказал К.Симонов в корреспонденции от 20 июля 1941 г. «Горячий день», спустя 20 лет он вернется к этой теме в романе «Живые и мертвые». Многие защитники «белорусского Мадрида», настоящие богатыри человеческого духа, стали прототипами героев этого романа.
Здесь под Могилевом совершил свой подвиг командир эскадрильи старший лейтенант Николай Терехин. За один день сбил три вражеских самолета (2 из них таранил). За период Отечественной войны лично сбил 15 самолетов. Погиб в декабре 1942 г. За бои под Могилевом награжден орденом Ленина.
На северо-восточной окраине Могилева, у д.Пашково, Гаи стойко, самоотверженно удерживал оборону интернациональный батальон ополченцев под руководством К.Г.Владимирова и Чернова. До войны капитан Константин Григорьевич Владимиров возглавлял отдел боевой подготовки Могилевского облуправления милиции. Батальон сформирован 10 июля 1941 г. из милиционеров и курсантов Минской и Гродненской школ милиции. Воины батальона трое суток мужественно отбивали атаки врага, не раз переходя в рукопашную. Вечером 18 июля капитан Владимиров в последний раз повел солдат в бой. Уничтожали фашистов штыками, прикладами, гранами. Погибли командир и комиссар. Из 250 ополченцев батальона лишь 19-ти было суждено остаться в живых. Но они, израненные и изможденные, не отступили и не пропустили на своем участке фашистов. Нескольких тяжелораненых ополченцев этого батальона сумели ночью подобрать жители д.Гаи. Выздоровев, защитники города снова стали в строй борцов с оккупантами.
К 100-летию со Дня образования белорусской милиции была открыта Аллея памяти у памятника бойцам батальона К.Г.Владимирова у д.Гаи Могилевского района, который воздвигнут на месте боев одного из рубежей героической обороны Могилева в 1941 г.
Были установлены имена тридцати девяти погибших бойцов.
В ночь на 26 июля, когда группа воинов во главе с генералом Романовым пыталась выйти из окружения, в военном госпитале шла напряженная работа. Медперсонал во главе с врачом Кузнецовым переписал все документы, истории болезней, списки коммунистов, офицеров – все они стали рядовыми. Таким образом врачи выручили многих раненых, но сами были повешены по доносу предателя.
Героическая оборона Могилева замедлила темпы наступления фашистов на Смоленск и Москву. Защитники города приковали к себе значительное количество немецко-фашистских войск. Было уничтожено 30 тыс. гитлеровцев, 500 танков, 24 самолета, более 1,5 тыс. автомашин, выведено из строя большое количество орудий и минометов.
Героизм и самоотверженность советских воинов и населения сыграли большую роль в срыве фашистского плана молниеносной войны. Каждый житель города, способный носить оружие, немедленно становился в строй на место убитых и тяжелораненых. Бои шли круглосуточно. Солдатами были все, и героизм поистине носил массовый характер. Это всё помогло Ставке Верховного главнокомандования сконцентрировать резервы и укрепить оборону на московском направлении.
Маршал Советского Союза Ерёменко отметил: «Бои за Могилев являлись составной часть Смоленского сражения».
В 1980 г. г.Могилев был награжден орденом Отечественной войны I степени.
Нынешние потомки ветеранов, защитников Отечества и родного города Могилева сохраняют память о событиях тех лет и их героях. Это позволит передать эту память о бессмертном подвиге защитников нашей Родины будущим поколениям.
Я выражаю искреннюю благодарность научному сотруднику Белгосмузея истории Великой Отечественной войны Светлане Георгиевне Аладьевой за предоставленный материал.
Владимир АЛАДЬЕВ.