В экономике наметился рост, но оснований для самоуспокоенности нет
В белорусской экономике в 2017 году наметился некоторый рост, но оснований для самоуспокоенности нет, заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко на докладе правительства, Национального банка, облисполкомов и Минского горисполкома о работе экономики за истекший период 2017 года, оценке итогов года и проектах прогноза, бюджета и денежно-кредитной политики на 2018 год.
Глава государства подчеркнул, что 2018 год будет особым. Предстоит преодолеть отставание, допущенное в 2016 году, и выйти на траекторию пятилетней программы социально-экономического развития.
“В этом году наметился некоторый рост экономики, есть позитивные подвижки в ее ключевых отраслях. Внутренний валютный рынок устойчив. Сальдо внешней торговли положительное. Мы нарастили золотовалютные резервы, восстанавливаем объемы экспорта. Тем не менее оснований для самоуспокоенности быть не может. Экономика за 2015-2016 годы потеряла 6%. В этом году отыграли только 2%, что явно недостаточно”, – отметил Александр Лукашенко.
По словам Президента, возникает закономерный вопрос: почему при росте ВВП нет запланированного увеличения доходов населения?
“Я не настаиваю на том, чтобы это был заоблачный рост – приемлемый рост, и он определен. Даже за два года мы не восстановили уровень, который был в конце прошлой пятилетки. Да и с выполнением моего поручения по достижению средней заработной платы в тысячу рублей много вопросов и проблем. В связи с этим что мы предполагаем в этой части на 2018 год?” – поинтересовался Глава государства.
Еще один важный вопрос – занятость населения. Здесь, обратил внимание Александр Лукашенко, также не все благополучно.
“Правительство докладывает о 50 тыс. новых рабочих мест, но в то же время, как констатируют статистики, численность уволенных превысила количество принятых на работу на 43 тыс. человек – два средних района Беларуси. Число занятых в экономике должно расти. Без этого рассказывать о макростабильности смысла не имеет”, – подчеркнул Президент.
На совещании обсуждаются важнейшие документы государственной экономической политики, которые определят развитие страны в будущем году. В частности, Советом Министров одобрены и внесены на рассмотрение проекты указов о задачах социально-экономического развития Беларуси на 2018 год и основных направлениях денежно-кредитной политики республики на 2018 год, законопроект о республиканском бюджете на 2018 год.
Как доложил премьер-министр Андрей Кобяков, прогноз социально-экономического развития страны на будущий год сформирован исходя из необходимости решения ключевой задачи по обеспечению макроэкономической и социальной стабильности при более активном влиянии внутреннего спроса на экономический рост.
Прогноз социально-экономического развития на 2018 год должен быть реалистичным, но напряженным
“Жду активного обсуждения актуальных вопросов и конкретных предложений по ключевым сферам жизни страны. Прогноз должен быть реалистичным, но исключительно напряженным”, – сказал Александр Лукашенко, обращаясь к участникам мероприятия.
По информации Национального банка, в текущем году в Беларуси будет самый низкий уровень инфляции за всю историю независимости.
“6% по итогам 2017 года – прекрасно. Однако в планах на 2018-й предусмотрено увеличить ее до 7%. Какие основания для этого? Мы говорим об инфляционных ожиданиях, но в то же время сами подстегиваем их”, – сказал Александр Лукашенко.
Президента настораживает ситуация в сфере инвестиций.
“По моей информации, на следующий год их запланировано аж 65% от уровня 2011 года. Этого крайне недостаточно для простого поддержания конкурентоспособности экономики. Если нет собственных капиталов, надо искать и привлекать инвесторов. Кстати, они тоже есть. И кредиты приемлемые есть. Но удивительно – проектов нет. Вот и все менеджерство”, – отметил Глава государства.
Александр Лукашенко подчеркнул, что бюджет должен служить целям социальной политики.
“Почему бюджет превращен в костыль для хромающих предприятий? И поток предложений от правительства по изготовлению этих костылей на уровень Президента не прекращается. Настораживает проблема долгов в реальном секторе. Доля проблемных активов высока. Как на это смотрят правительство, Национальный банк? Или это опять будет переложено на бюджет страны? Большинство принимаемых мер пока носят косметический характер. А нужны системные решения”, – сказал Президент.
Власть должна проникнуться чувством, что каждый человек должен иметь возможность работать
“Я чувствую и вижу ситуацию: человек сегодня готов любую работу выполнять. Да, есть 10% на учете у Шуневича и других, с ними мы работаем по-своему, притом жестко работаем. Но тем, кто хочет работать, надо помочь устроиться и заплатить, – поставил задачу Президент. – Поэтому давайте начинать работать”.
Кроме того, обратил внимание Глава государства, люди должны не только иметь работу, но и хорошо зарабатывать. Он напомнил о своем поручении выйти к концу 2017 года на средний уровень зарплаты в стране в Br1 тыс.
“Другого вы и выговаривать не должны. В противном случае это дорого обойдется правительству”, – предупредил Александр Лукашенко.
Президент допустил, что в начале 2018 года будет больше выходных, соответственно, люди будут меньше работать и могут получить зарплату чуть ниже планируемого уровня.
“А дальше, второй, третий, четвертый кварталы, мы должны уже превосходить Br1 тыс. хоть немножко”, – сказал Глава государства.
Повысить же средний уровень доходов в стране необходимо в первую очередь за счет увеличения размера зарплаты тем категориям граждан, у которых она была ниже среднего значения, отметил Александр Лукашенко.
“Вот вам задача. И упаси вас господь эту задачу не выполнять, – заявил Президент. – У нас определено задание. Не будет выполнено – головой ответите”.
“Начинайте реализовать то, что я вам говорю. Не можете, не хотите – уходите. Вы для того и есть, чтобы выполнить эти поручения. Тем более я не требую чего-то сверхъестественного. Я требую обеспечить мало-мальски людей. Это задача государственной власти”, – подчеркнул он.
Как доложил премьер-министр Андрей Кобяков, за девять месяцев 2017 года в стране создано практически 50 тыс. рабочих мест, в том числе 48 тыс. – на вновь созданных предприятиях.
“Правительство для себя в начале года определило более напряженную задачу – 70 тыс., в реализации которой есть отставание. По 9 месяцам отстаем на 2,5 тыс.”, – сказал Андрей Кобяков.
Он констатировал, что вместе с тем количество фактически занятых в экономике за это же время снизилось на 54 тыс. человек. Но при этом, согласно статистике, на 25,5 тыс. уменьшалась и численность населения трудоспособного возраста, также на 28,5 тыс. уменьшилось число работающих пенсионеров.
“То есть примерный баланс”, – заметил руководитель правительства.
В свою очередь председатель Национального статистического комитета Инна Медведева подчеркнула, что ситуация в сфере занятости остается непростой. Это подтверждает и проведенная в Молодечно пробная перепись населения. Возможно, это объясняется особенностями района.
То, что вопрос трудоустройства волнует граждан республики, подтвердила и глава Администрации Президента Беларуси Наталья Кочанова.
“Мы видим, что сегодня это основной вопрос, который волнует жителей нашей страны. В разных регионах ситуация разная, но она действительно имеет место и самоуспокаиваться здесь нельзя”, – убеждена она.
Касаясь выполнения поручений о повышении заработной платы, Андрей Кобяков отметил, что по итогам января-сентября реальная заработная плата в целом по экономике приросла к уровню прошлого года на 3,8%, что несколько выше, чем рост производительности труда.
“Это не очень хорошо. Но не стоит делать трагедию – это вполне ожидаемо и объяснимо. Такое соотношение сложилось исключительно с учетом принятых решений по увеличению заработной платы в госуправлении и бюджетной сфере”, – пояснил премьер-министр.
В реальном секторе рост производительности труда превышает рост заработной платы на 1%. Номинальная зарплата в сентябре по сравнению с январем увеличилась на Br110 до Br831, или на 15%.
“В бюджетных организациях после принятых решений номинальная зарплата выросла на 13%. Есть отставание от графика по достижению к концу года средней зарплаты в Br1 тыс. По январю-сентябрю такое отставание составило Br25,4, или 3,1%”, – проинформировал Андрей Кобяков.
Александр Лукашенко поручил подготовить до 20 декабря окончательный вариант проекта бюджета на 2018 год
В целом Президент положительно оценил проект бюджета.
“Все просчитано нормально. В основном все правильно сказано. Но заземлитесь. Соскочите с верхотуры на землю. Люди хотят нормально жить”, – подчеркнул Александр Лукашенко.
Он поручил изыскать средства, чтобы поддержать бюджетных работников и наиболее уязвимые слои населения.
В качестве основных параметров для расчета проекта бюджета на 2018 год принят консервативный сценарий внешних условий, при котором темп роста ВВП Беларуси – 101,2%, среднегодовые параметры: инфляция – 107,4%, ставка рефинансирования – 11% годовых, цена на нефть – $43 за баррель, курс доллара – Br2,038 и 62,3 российского рубля.
Объем доходов республиканского бюджета прогнозируется в сумме Br20,5 млрд, или 107,5-107,8% к оценке доходов 2017 года. Расходы запланированы в сумме Br19,8 млрд, что составляет около 107% к оценке 2017 года. Профицит республиканского бюджета сформирован в сумме Br718,3 млн (0,64% ВВП) и будет направлен на погашение части государственного долга.
Приоритетными задачами при формировании проекта бюджета на 2018 год являются своевременные и в полном объеме выплаты по внешним государственным обязательствам без наращивания долга, а также обеспечение в полном объеме всех расходов по социальным выплатам и заработной плате в бюджетном секторе и сфере государственного управления, сохранение не ниже 2017 года государственной поддержки экспорта товаров белорусского производства.
Особенностью проекта прогноза на 2018 год является восстановление внутреннего спроса
“Отличительной особенностью проекта прогноза является максимальное задействование имеющихся ресурсов и сбалансированное восстановление внутреннего спроса. Рост экономики в равной степени будет обеспечиваться как за счет внутреннего, так и внешнего спроса. Основное требование – его наращивание без нагрузки на платежный баланс соразмерно с вкладом внешних факторов в рост экономики”, – сказал Андрей Кобяков.
По его словам, в основу проекта прогноза положены два сценария развития: “Первый – целевой, который в основном обеспечивает выход на траекторию роста экономики, предусмотренную пятилетней программой. Второй – консервативный, на базе которого рассчитан проект бюджета”.
Андрей Кобяков констатировал, что при целевом сценарии цена нефти прогнозируется на уровне $45,9 за баррель, курс российского рубля – 60,5 за доллар, темп роста российской экономики – 101,7%, стоимость калийных удобрений – $205 за т.
В соответствии с проектом прогноза, темп роста ВВП в 2018 году составит 103,4%, темп роста производительности труда – 102,8%, темп роста экспорта товаров и услуг – 106%. Сальдо внешней торговли товарами планируется на уровне “минус” $33,4 млн, прямые иностранные инвестиции на чистой основе – $1,45 млрд.
“Реально располагаемые денежные доходы населения увеличатся на 3,2%. Будем удерживать индекс инфляции на уровне не выше 107%”, – сказал Андрей Кобяков.
Основный вклад в рост ВВП обеспечит промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля, транспорт, информатизация и связь.
Проектом прогноза запланировано построить 3,5 млн кв.м жилья.
Евразийские структуры должны защищать производителей в соответствии с договором о ЕАЭС
Об этом заявил председатель Совета Республики Национального собрания Михаил Мясникович на докладе Президенту Беларуси Александру Лукашенко о работе экономики за истекший период 2017 года, оценке итогов года и проектов прогноза, бюджета и денежно-кредитной политики на 2018 год.
“Полагаю, с нашей стороны недостаточен спрос с интеграционных структур и хорошо мотивированных должностных лиц, там пребывающих. Мы передали вопросы тарифного и нетарифного регулирования, утвердили Таможенный кодекс ЕАЭС. Т.е. сегодня важные вопросы экономической независимости мы не можем решать самостоятельно. Чтобы компенсировать эту выпадающую суверенную функцию, создали ЕЭК, Постоянный комитет, другие органы. С бездеятельностью этих организаций, полагаю, мириться нельзя”, – сказал Михаил Мясникович.
В пример он привел работу наднациональных органов в Европейском союзе.
“Евразийские структуры должны защищать белорусского производителя строго в соответствии с нормами ратифицированного договора о ЕАЭС”, – отметил спикер.
“Мы, в Совете Республики, указываем на эти недостатки, а они говорят, что не хватает полномочий. Но насколько я знаю, ни разу никто из них не вышел с аргументированным предложением по дополнительному наделению такими функциями”, – продолжил он.
Александр Лукашенко подчеркнул, что работа по защите интересов государств – членов ЕАЭС должна проводиться на уровне соответствующих наднациональных структур, а решение спорных вопросов не должно отдаваться на откуп главам государств.
“Сначала надо заставить работать то, что есть. И добиться от них эффективности. Все должны быть постоянно в контакте со своими коллегами”, – сказал Президент.
Облисполкомам планируют предоставить большую свободу в распоряжении местными бюджетами
Облисполкомам планируют предоставить большую свободу в распоряжении средствами местных бюджетов. Этот вопрос обсуждался на совещании у Президента.
“Пусть они сами распоряжаются своими средствами и несут ответственность. Мы определили принципы, по которым формируются местные бюджеты, они согласились”, – сказал Александр Лукашенко.
Президент отметил, что местным органам власти виднее, каким предприятиям, в каком объеме и чем необходимо помогать в первую очередь.
“Если чего-то не хватает, подход один: есть областной бюджет, есть губернатор и областной совет, вот пусть они его там формируют и делят. А Комитет госконтроля проверит реализацию”, – добавил Глава государства.