«Мечта стать учителем зародилась еще во время школьной поры»… Как часто мы слышим подобную фразу в рассказах о людях, посвятивших себя педагогике, нелегкому, но такому нужному и благородному делу. Сейчас, когда в наши школы вновь возвращается профильное обучение, у ребят появилась возможность не только мечтать об учительстве, но и постигать некоторые основы этой профессии.
В нынешнем учебном году педагогический класс открыли в Речковской средней школе. Суть в том, что десятиклассники, которые на повышенном уровне изучают выбранные профильные предметы, посещают также и факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию». Такое новшество позволяет ребятам получить представление об особенностях учительского труда, его минусах и плюсах, определить свои возможности и склонности к данной профессии. Преимущества, стоит отметить, на этом не заканчиваются.
– В педагогическом классе у нас занимаются девочки, которые углубленно изучают такие предметы, как химия и биология, –
рассказывает заместитель директора по учебной работе учреждения образования Любовь Светлова. – Они получают хороший бонус: после успешного окончания специального курса в их аттестаты вносится запись об освоении ими учебной программы факультативных занятий. В дальнейшем у выпускников профильного педагогического класса есть возможность поступить в высшее учебное заведение на соответствующие педагогические специальности без вступительных испытаний, то есть без централизованного тестирования. В нашем случае, на специальности, связанные с профилем химии и биологии. Правда, необходимо будет пройти профессиональное собеседование и, конечно же, иметь высокую успеваемость в ходе обучения в школе.
Иными словами, привлечение на педагогические специальности наиболее мотивированных выпускников – вот основная задача таких классов.
– Мы пропагандируем учительскую деятельность, повышаем престиж профессии педагога, показываем интересные моменты, чтобы ребята прочувствовали ее на себе и, возможно, даже рассказали своим сверстникам. Ведь, что ни говори, а в сельской местности это очень важно, – добавляет Любовь Светлова.
Программа факультативных занятий рассчитана на два года (10 и 11 классы), а состоит она из четырех модулей: «В мире педагогической профессии», «Человек познающий: практическая психология познания», «Я в педагогической профессии» и «Познай самого себя». Преподает в педагогическом классе Наталья Катусева – учитель с необходимым для этой деятельности вторым образованием психолога.
– На занятиях организуем дискуссии и тренинги, лекции об истории педагогики, – рассказывает она. – Сами же ученики разрабатывают планы мероприятий, принимают участие в педагогических пробах и различных ситуациях, конечно же, закрепляют полученные знания на практике, пробуя проводить мини-уроки и примеряя на себя роль учителя. На весенних каникулах мы планируем посетить Могилевский Государственный университет имени А.А.Кулешова.
Интересно и то, что на протяжении всего курса учащиеся ведут портфолио, которое служит им неким способом фиксирования, накопления и оценки личных достижений: участие в олимпиадах и конкурсах, творческих и спортивных мероприятиях, исследовательских работах и презентациях визиток… И даже если ребята изменят свое решение и не свяжут жизнь с педагогикой, то, благодаря пройденному курсу, наверняка получат массу полезных навыков, которые им обязательно пригодятся в любой профессии. Как-никак, а педагогика с психологией научат правильно выстраивать взаимоотношения с людьми, анализировать и рассуждать. Разве это не поможет добиться им высоких результатов?
Учреждение образования в агрогородке Речки не единственное в Могилевском районе, где организована работа педагогического класса. Престиж учительской профессии также успешно повышают в Кадинской, а здесь функционируют два класса, Межисетской, Восходовской и Княжицкой средних школах.
Александра ОРЛОВА.
Фото Юлии МАРКОВИЧ.