«Пока живет потребкооперация, будет жить деревня», – уверена заведующий продуктовым магазином Могилёвского райпо в агрогородке Кадино Марина Казначеева.
Наша беседа состоялась неслучайно: поводов, стоит сказать, несколько. Прежде всего, День кооперации, традиционно отмечаемый в нашей стране в первую субботу второго летнего месяца. На этот раз праздник приходится на 7 июля. Ну а во-вторых, торговая точка всегда отличалась положительными отзывами сельчан и выполнением всех доведенных планов, что позволяет неизменно занимать лидирующие позиции в списках передовиков.
По коридору из торгового зала проходим в кабинет заведующего.
«Когда-то второй этаж был отведен под промтовары, весь первый занимали продукты. Времена были разные: период тотального дефицита с пустыми прилавками, да и напротив», – вспоминает Марина Ильинична, с недавних пор обладатель почетного звания «ветеран труда».
В потребкооперации она уже более тридцати лет (после техникума работала в тогдашнем Горецком райпо), непосредственно в Кадинском магазине – с 1994 года. Когда населенный пункт приобрел статус агрогородка, рассказывает наша собеседница, торговая точка кардинально изменилась: произведен комплексный ремонт, появилось новое оборудование, улучшились условия труда. В ближайшем будущем также запланированы некоторые перемены: современное оборудование, более открытая выкладка товаров.
«Работаем на перспективу, – добавляет заведующий магазином. – Все хорошее, прогрессивное будем перенимать, но и наше исконное не потеряем: с покупателями по-другому работать не станем».
Магазин работает в условиях конкуренции. В нынешнем году в агрогородке открылась точка крупной торговой сети. Товарооборот магазина райпо упал, цифра ощутимая – до 20%. Правда, как замечает Марина Ильинична, данный показатель восстанавливается и на сегодняшний день потеря составляет 15%.
«Покупатели, – поясняет, – зная наши преимущества, возвращаются».
Преимущества действительно есть. Об одном из них мы уже упомянули вскользь. Это работа с каждым покупателем в отдельности, так называемый индивидуальный подход, который редко встретишь в крупных магазинах из-за большого потока посетителей.
«Могилевский облпотребсоюз за 80 лет существования на рынке до мелочей изучил потребности жителей региона», – говорит заведующий.
Продавцы знают вкусы сельчан: кто и что любит. Они щепетильны и внимательны к своим клиентам, всегда открыты для общения – согласитесь, это важно в небольших населенных пунктах.
Более того, от своих покупателей объект райпо принимает спецзаказы. Например, булочка зерновая – вот она уж поступает в торговую точку в количестве всего 5 штук – индивидуальный заказ одного человека.
«Мы выслушиваем все пожелания. Люди придут и спросят, почему у нас нет какого-либо продукта? На просьбы реагируем мгновенно. Так, начали работать с молочным комбинатом «Здравушка», – дополняет Марина Казначеева.
Совершенствуется и развивается магазин в какой-то степени и благодаря той самой конкуренции: ассортимент постоянно расширяется, а цены заметно снижаются.
Еще один плюс – регулярно работающий пункт приема. Люди могут сдать в магазин макулатуру, ПЭТ-бутылки, стеклобой. Стартовал сезон заготовки ягод и овощей. Выгодно выделяет торговую точку собственная продукция. Каждое утро – горячая выпечка из кондитерского цеха. Люди об этом знают, а потому, уже как традиция, пораньше спешат в магазин. С просрочками здесь особые отношения: все очень строго, выработана целая система слежения за сроками.
Посетителей «подкупают» не только сервис и скидки, предлагаемый ассортимент, но и отношение работников к своим обязанностям.
Тут уж Марина Ильинична, в завершение нашей встречи, искренне признается: «Для меня работа – это главное. Никогда не жалела о том, что пошла в торговлю, непосредственно в потребкооперацию. Это большая и дружная семья, где каждый друг друга знает, где присутствуют поддержка и взаимовыручка. И мы рады обслуживать жителей наших небольших населенных пунктов».
Александра ОРЛОВА.
Фото Олега ДЯТЛОВА.