Молодой учитель из Могилевского района: “Педагог должен быть авторитетом для своих учеников”

В ГУО «Межисетская средняя школа» он работает уже пятый год: окончив университет, попал сюда по распределению. Молодой, безумно увлеченный своим делом, инициативный – вот он, учитель географии Андрей Трей. О нем вы слышали не раз: имя педагога периодически мелькает на страницах нашей газеты. В дни празднования Дня учителя мы беседуем о работе, современных детях и их достижениях.

– С чего начинался Ваш путь в профессию педагога?

– В школьные годы я увлекался географией. Когда уже был в выпускном классе, принял участие, более того – одержал победу, в заключительном этапе республиканской олимпиады по данному предмету. После этого вне конкурса поступил в Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова на специальность, связанную с географией. Признаюсь, на тот момент о том, чтобы быть учителем, я еще не думал. Но пройдя на последних курсах педагогическую практику, побыв с детьми, осознал: мне это действительно нравится. Вот, собственно, учитель географии из меня и получился.

– Желание перейти на работу в городскую школу не возникало?

– Я ведь и сам родом из Могилевского района, деревни Тишовка. Мыслей перейти на работу в город не было, хотя предложения поступали. В нашем районе можно работать не хуже, чем в городе. Соответственно, и результаты показывать достойные, о чем свидетельствуют успехи детей на олимпиадах и различных конкурсах. Создаются все условия для того, чтобы можно было реализовать потенциал и учителя, и учащихся. Конечно, хотелось бы отметить прекрасную работу самого учреждения образования, его администрации. Работу отдела по образованию райисполкома.

– Какой он, современный педагог? Какие методы он использует в своей работе?

– Во-первых, я считаю, учитель должен быть авторитетом, примером для ребенка. Неправильно, когда учишь чему-то, а сам этого не можешь сделать. Во-вторых, детям должно быть интересно. Вместо обычных, «сухих» уроков – уроки с элементами творчества. А в-третьих, для педагога важно постоянное самообразование, поиск тех же самых новых методов, форм работы. Из последнего использую активные методы обучения, применяю технологии образовательного путешествия.

Главная задача учителя, как я понимаю, – это не дать готовые знания, а направить учащихся таким образом, чтобы они сами умели находить всю необходимую информацию. Я стараюсь обучить детей медиаграмотности. В дальнейшем это помогает им на олимпиадах, исследовательских и творческих конкурсах. Например, учащиеся, которые привыкли к какому-то алгоритму, попав в нестандартную ситуацию, психологически теряются. У наших детей такое, как правило, не происходит: они знают, что им необходимо делать, даже если мы это и не отрабатывали на уроке. В этом один из главных секретов успеха. Собственно, вот почему и получается у нас занимать высокие места.

Какие методы применяю на своих уроках? Начиная от традиционных и заканчивая инновационными: разработка компьютерных программ, работа с картографическими, электронными материалами. Важно, чтобы нравилось детям.

– Представим Ваш обычный урок географии. Как он проходит?

– В том-то и дело, что я стараюсь делать из обычного урока необычный. Урок-путешествие, например. Мы можем поделиться на группы. И каждая группа будет изображать какой-то народ материка, отрасль хозяйства. Дети могут быть металлургами, представителями сферы услуг. Все для того, чтобы они прочувствовали, увидели, пропуская через себя, что это такое. Одно дело прочитать в учебнике, посмотреть на картинке, а другое – когда ты сам побывал в этой роли. Тогда и материал становится понятнее, и у них появляется желание больше изучить эту тему.

– Сложно учить современных детей?

– Я бы не сказал, что сложно. Скорее, интересно. Они абсолютно другие, не такие, какими были мы в таком возрасте. С ними интересно. Иногда даже бывает, что это они учат тебя чему-то, нежели ты их. Главное, чтобы у педагога было желание учиться вместе с учащимися. Успех будет достигнут тогда, когда идет взаимосотрудничество, когда нет доминирования учителей над учащимися. Мы партнеры, которые помогают друг другу получать знания.

– Все говорят о том, насколько важно найти подход к каждому ученику. Так как же его найти?

– Индивидуализация обучения, дифференциация играют большую роль. С этим легко справиться, когда являешься классным руководителем, ведь тогда ты хорошо знаешь каждого ученика. С остальными классами у меня это также решается очень быстро. Дело в том, что я веду объединение по интересам «Занимательный мир туризма»: начиная с 5-ых классов, мы ходим в походы. Причем не однодневные, а с ночевками. Неформальное общение позволяет наладить связь с учениками. Это действительно работающая система.

– Каких успехов удалось достичь за четыре года преподавательской деятельности? Достижения учеников и непосредственно Ваши?

– Основные направления работы – это олимпиадная деятельность, исследовательская и туристическая. Если брать олимпиадную, то за четыре года это около 30-35 дипломов разных уровней. Самые главные из них – три диплома областного уровня. Также дважды подряд наш учащийся становился членом команды области на заключительном этапе республиканской олимпиады. В исследовательской деятельности у нас где-то 6 дипломов. Из них есть диплом второй степени на области и диплом третьей степени на республике (учащиеся, завоевавшие последний, получили свидетельства специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи). В туристической деятельности у нас пока что награды районного уровня: 3 диплома в конкурсе «Познай Родину, воспитай себя».

Что касается непосредственно меня, то это постоянное самообразование: посещение тематических семинаров (первые два года работы), проведение самим семинаров на базе областного института развития образования. Стоит отметить участие в конкурсах педагогического мастерства. Получил огромный опыт во время участия в конкурсе «Учитель года», мне довелось дойти до заключительного этапа и представлять команду области в своей номинации. Считаю, что если ты сейчас остановишься в плане своего образования, то завтра ты уже будешь позади. Повторюсь, педагог должен показывать пример своим ученикам.

– Педагог – профессия или все же образ жизни?

– Закончилась рабочая смена, ты вышел на улицу и забыл. Нет, в профессии педагога такого не бывает. Ты готовишься к урокам во внерабочее время, не проходишь мимо плохих поступков, совершенных детьми. Да, педагог – это образ жизни, однозначно, не профессия. И это не напрягает, ведь ты понимаешь свое предназначение. Если учитель плохо сработает, то у нас не будет передовика комбайнера, которого вовремя направили на свою стезю. Не будет ученого, медика. Именно педагог закладывает фундамент.

Беседовала Александра ОРЛОВА.
Фото автора.

Добавить комментарий


YouTube
Instagram
Telegram
VK
VK
OK
Tiktok