Не все штурмовали Берлин

Военные историки подсчитали, что за последние 5 000 лет человечество не знало войн всего лишь 273 года. Сколько же империй, государств с их народами исчезли в небытие. Но, не было в истории более страшной войны, чем та, которую развязали против нашей Родины заправилы гитлеровской Германии. Тактикой, стратегией Гитлера было изуверство и полное отсутствие нравственности.

Прошло более 70 лет с тех пор, как отгремели последние победные залпы орудий, но, события минувшей войны по-прежнему остаются одной из главных тем для обсуждения народами Европы. Мы защищали не только наши жизни и достояние страны, но и само звание человека, которое хотел отнять у нас фашизм.

Решение о войне с СССР и общий план будущей военной кампании были оглашены Гитлером на совещании с высшим военным командованием Вермахта 31 июля 1940 года, вскоре после победы над Францией. 18 августа 1940 года Гитлер подписал директиву № 21 главнокомандования, получившую условное наименование «Вариант Барбаросса», которая стала основным руководящим документом в войне против СССР.

22 июня 1941 года гитлеровские войска, без объявления войны, вторглись на территорию Советского Союза. Началась Великая Отечественная война. С первых дней войны население Беларуси начало оказывать сопротивление фашистам. На оккупированных территориях БССР гитлеровцы начали вводить различные ограничения и налоги. Население Беларуси должно было сдавать немецкой администрации: 3–4 центнера зерна с гектара, 350 литров молока с каждой коровы, 100 кг свинины с одного двора, 35 яиц от каждой курицы, 6 кг птицы со двора, 1,5 кг шерсти с каждой овцы и в среднем 100 рублей на человека. Все эти мероприятия немецкой администрации способствовали подъему освободительного движения белорусского народа, организации партизанских отрядов на оккупированной территории Беларуси.

С июня 1941 по июль 1944 года партизаны Беларуси вывели из строя около 500 тысяч гитлеровцев, подорвали и пустили под откос 11 128 вражеских эшелонов и 34 бронепоезда, разгромили 29 железнодорожных станций и 948 немецких штабов и гарнизонов, сожгли на аэродромах 305 самолетов, подбили 1 355 танков, бронемашин и много другой техники.
К концу 1941 года в рядах партизан сражалось 12 000 человек в 230 отрядах. Численность народных мстителей к концу войны превышала 374 тыс. Расширению и укреплению партизанского движения способствовало огромное количество лесов, рек, озер и болот. Эти географические факторы затрудняли немецкому командованию проведение карательных мер против партизан.

Неоценимый вклад в общенародное дело разгрома фашистских оккупантов внесли партизаны Могилевщины. На белорусской земле заполыхало пламя всенародной борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Партизанские отряды формировались, в основном, из окруженцев и местных жителей. Группы военнослужащих М. И. Абрамова, Н. Д. Аверьянова и К. М. Белоусова, действовавшие на территории Могилевского и Белыничского районов, затем переросли в 121-й, 600-й и 113-й партизанские отряды, а в конце 1942 года они объединились в 6-ую Могилевскую партизанскую бригаду. В 600-ом партизанском отряде был создан взвод партизан-интернационалистов, состоявший из чехов, словаков, немцев, австрийцев, французов и югославов, которые на белорусской земле боролись против общего врага – немецкого фашизма. Первой операцией для них стала – разгром вражеского гарнизона в деревне Головчино Белыничского района. Все бойцы были переодеты в немецкую военную форму, разговаривали на немецком языке, вооружены немецким оружием. Ничего не подозревая, гитлеровцы пропустили партизан в расположение своего гарнизона. «Гости» погрузили на телеги продукты питания из немецкого продовольственного склада и вернулись на свою базу в партизанскую лесную зону. Партизаны-интернационалисты помогли осуществить план разгрома крупного немецкого гарнизона в деревне Дашковка Могилевского района.

Партизанское командование планировало, разгромив Дашковский гарнизон, совершить несколько диверсий на железнодорожном перегоне Дашковка-Баркалабово, который охранял вражеский дзот. Его следовало уничтожить. Это сделали бойцы-интернационалисты.

В ночь на 11 февраля 1943 года около 70 партизан из 6-ой партизанской бригады скрытно подошли к поселку Пашково. С помощью подпольщиков сняли часовых и внезапным нападением уничтожили весь командный состав гарнизона-38 немецких офицеров.

Находившийся в Пашковском гарнизоне полицейский батальон, почти в полном составе (250 чел.) со всем вооружением перешел на сторону партизан.

Партизанская армия превратилась в грозную силу, а партизанский край в тылу врага олицетворял непобедимость белорусского народа, веру в победу над врагом.

В начале июля 1941 года в кличевском районе был организован первый партизанский отряд. 14 июля 1941 года в лесу, за тихой рекой Ольса, собрались партийные и советские работники: Я. И. Заяц, П. М. Викторчик, И. З. Изох, Я. К. Витоль и составили план организации борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, создание неприступного «Зеленого бастиона» в огненном кольце вражеского окружения.

…Усакинские леса на Кличевщине. 1943 год. Слава о боевых успехах кличевских партизан разносится далеко за пределы района. Партизанское соединение области включало 9 районных военно-оперативных групп, 10 полков, 12 бригад и 50 отдельных отрядов, общей численностью более 34 тысяч партизан.

Повсеместные зверства гитлеровцев ожесточили людей, поднимали их на борьбу с оккупантами. Кличевская партизанская зона занимала свыше трех тысяч квадратных километров территории. «Партизанской Республикой» называли этот край. Здесь сражались с врагом 6,5 тысяч партизан. Партизанский отряд 277, в котором находился мой отец – Мота Сахрай, был организован из отдельных групп военнослужащих, попавших в 1941 году в окружение. Вначале действовал самостоятельно, а в апреле 1942 года вошел в состав Кличевского оперативного центра и до мая 1943 года действовал в составе Кличевской бригады. В сентябре 1943 года он был переименован в полк, а роты – в батальоны. К июню 1944 года, когда партизанский полк 277 соединился с частями Красной Армии, в его составе было 3 батальона общей численностью – 1257 бойцов. Это была мощная боевая единица, выполнявшая особые поручения Кличевского оперативного центра по уничтожению немецких гарнизонов и полицейских участков. Командиром партизанского полка 277 был Игнат Зиновьевич Изох, до войны работавший директором местной школы.

…1943 год. В партизанской землянке над картой склонились командир отряда Игнат Изох, комиссар Александр Счисленок, командир разведчиков Петр Комаров.

– Из города получено письмо от подпольщиков, – заговорил Изох. – Оккупанты готовятся угнать в Германию на каторгу наших людей. Подпольщики сообщили, что никто из советских людей не захотел добровольно ехать на работу в Германию. Людей хватали во время облав насильно, вытаскивали из подвалов и чердаков. Задержанных согнали в пакгауз на промежуточной станции, который обнесен колючей проволокой в 3 ряда. Завтра людей отправят в Германию. Мы не должны это допустить.

– По сведениям разведчиков, – добавил Комаров, – эшелон состоит из 26-ти вагонов и готов к отправке. Первый вагон с охраной, солдат около двадцати человек. В трех вагонах находится около 100 мужчин. В каждом вагоне солдат. Дальше идут платформы с разбитыми самолетами и танками. Машинист паровоза наш человек. Предложим встретить эшелон на подъеме за тридцать вторым километром. Он даст два коротких гудка.

Изох посмотрел на часы. Решили действовать немедленно. Составили расчет времени, наметили на карте маршрут движения. Темнело. Свежевыпавший снег, сухой и пушистый, покрыл толстым слоем землю, замел все дороги и партизанские тропы. Партизаны у костров грелись и отогревали банки с консервами. Дрожащее пламя тянулось вверх, с треском разбрасывая вокруг снопы искр. Блики огня трепетали на вороненой стали пулеметов и автоматов. Около пяти утра Изох поднял отряд, костры забросали снегом. Партизаны тронулись в путь.

…Начинало светать. Утренний морозец крепчал. Бойцы лежали на снегу, зарывшись в сугробы, по обе стороны железнодорожного полотна. Все были в белых маскировочных халатах. Дули на озябшие руки, подергивали и постукивали окоченевшими ногами. Наконец, показался состав. Тишину прорезали два коротких гудка паровоза. Несколько партизан с ломами, клещами и веревками бросились к полотну. Паровоз запыхтел на подъеме. Вот он миновал контрольный столб, выехал на место, где рельсы только что освободили от креплений, и вдруг, загрохотав по шпалам, окутанный клубами пара, остановился.

Из будки паровоза моментально выпрыгнули машинист с помощником. Партизаны с обеих сторон устремились к составу. Затрещали пулеметы, автоматы, винтовки. Лес наполнился грохотом, криками, стрельбой. Вагон с охраной расстреляли в упор из ручных пулеметов. Затем швырнули несколько противотанковых гранат. Подрывники торопливо заложили взрывчатку под колеса и котел паровоза.

– Быстро уводите людей в лес, – распорядился командир. Еще не осознав до конца, что произошло, из вагонов выскакивали люди и бежали к лесу. Грохнул взрыв, в воздух полетели куски железа, паровоз на секунду замер, затем накренился и свалился под откос. Вокруг бушевало пламя. На обратной стороне дороги хвост партизанской колонны затерялся в изломах лесной чащи. Подсчитали освобожденных. Их оказалось 88 человек. Все, без колебаний, остались в партизанском отряде.

Размах народного сопротивления врагу достиг такой силы, что для борьбы с партизанами гитлеровское командование вынуждено было снимать с фронта моторизованные части вермахта, танковые и артиллерийские батальоны и направлять их на оккупированные территории против народных мстителей.

Партизанский край все больше приковывал к своим границам немецкие военные формирования. Партизаны не только истребляли живую силу противника, но и частыми диверсиями нарушали движение поездов на важнейших направлениях. Постоянно поддерживалась связь с Центральным штабом партизанского движения в Москве.

После войны у нас дома, в Могилеве, часто собирались друзья-партизаны 277-го партизанского полка. Я, подростком, внимательно прислушивался к тем рассказам и воспоминаниям, которые услышал от бывших бойцов «Партизанской Республики». Многое из того, о чем они рассказывали, сохранилось в моей памяти. Такие незабываемые встречи проходили у нас дома часто. Отца любили, уважали, а он с моей мамой, Раисой Сахрай, всегда гостеприимно встречали тех, с кем отцу пришлось прошагать дорогами войны.

Вклад белорусского народа в Великую Победу, в дело разгрома фашизма получил признание во всем мире. Немало белорусов в числе советских граждан участвовало в европейском движении Сопротивления, вливаясь в партизанские отряды, подпольные антифашистские организации патриотов Польши, Чехословакии, Югославии, Франции, Греции и других стран.

…Тихо шумят березы, склонив свои ветви над могилами тех, кто не вернулся с войны, самой кровавой и жестокой в истории человечества, над теми, кто отдал жизнь за свое Отечество. Вечная им Слава!

Люди живы, пока их помнят. И подвиг их живет, пока мы не забываем о нем.

Геннадий Сахрай, историк