Ко Всемирному дню голоса
Этот праздник, название которого первоначально вызывает ассоциации на тему вокальных способностей, на самом деле посвящен феномену голоса человека и его роли в жизни людей. Голос, речь, слух представляют единую систему, которая имеет огромное значение для общения и, конечно, для отдельной личности в частности. Игнорирование речевого дефекта у маленького человека влечет за собой последствия, поэтому каждому ребенку важно хотя бы раз пройти обследование у логопеда.
Об этом и многих других аспектах речевого развития мы узнали в беседе с учителем-дефектологом ГУО «Ясли-сад аг. Дашковка» Екатериной Савицкой.
– Екатерина Владимировна, расскажите об основных направлениях своей работы.
– Хочу отметить, что в первую очередь я являюсь дефектологом – коррекционным педагогом в области развития высших психических функций, обучения, воспитания и социализации детей с особенностями психофизического развития (ОПФР). Где-то я и психолог. В мою работу также входит помощь и консультирование родителей: помогаю им принять проблему и стараюсь направить их по правильному пути помощи своим особенным малышам. Как логопед я занимаюсь коррекцией и развитием речи у детей с ОПФР, так как речь в нарушении не всегда первична. А вообще я дефектолог-логопед. Мое четкое убеждение в том, что нельзя развивать речь, не затрагивая другие функции и возможности нашего мозга.
– Как вы пришли в профессию?
– Всё случилось постепенно. Я бы не нашла себя без поддержки моих близких: мамы, бабушки Надежды Ильиничны и мужа. Свое первое образование я получила по специальности «фитнес-инструктор». После замужество и появление детей привели меня к специальности «педагог». Некоторое время я работала руководителем физического воспитания и первичной задачей, особенно в младших группах, ставила развитие речи через движение и в игре. Я получила специальность логопеда и попала в замечательное учреждение «Ясли-сад агрогородка Дашковка», где и работаю по сей день в должности учителя-дефектолога, стараясь помочь детям, начиная с воспитанников младшей группы, с помощью комплексного подхода.
Да, изначально было нелегко, но бросать дело я не собиралась. Посещала множество курсов в нашей стране и ближнем зарубежье, слушала вебинары, читала книги – делала всё, что в моих силах. Любой прогресс ребенка – постановка звука или первое слово – радовал и мотивировал меня, вселял надежду. Повышать свой профессиональный уровень продолжаю и сейчас, хотя и сама читаю курс «Нейропсихологический подход в работе дефектолога» на базе МГОИРО.
– Какие задачи стоят перед Вами как логопедом?
– Важно сделать правильное заключение: понять, логопедический ли это случай или проблемы с речью – вторичный фактор, и лишь затем двигаться дальше. Чтобы верно выявить причину особенности в развитии, необходимо владеть системой знаний о нормах развития по разным смежным дисциплинам, особенно по нейропсихологии, и, безусловно, об общей и коррекционной педагогике. Такой специалист обязан любить и понимать своих воспитанников, иначе он не сможет трудиться в данной области.
– Что важно помнить родителям, дети которых имеют особенность в речевом развитии?
– Родителям нужно прежде всего знать, что они первые, кто видит, как развивается малыш, и именно они должны забить тревогу, если что-то происходит не так. Зачастую к логопеду приходят очень поздно. Драгоценное время потеряно, а главное, ушел тот период, когда ребенок учится чему-либо очень легко и его мозг обладает природной компенсацией.
Следующий важный момент: родителям необходимо найти своего логопеда, специалиста, которому они смогут довериться и будут уверены, что он поможет выстроить правильный коррекционный маршрут. В то же время необходимо каждый день находить время для ребенка, заниматься с ним независимо от праздников и выходных. Только систематическая работа поможет добиться результатов.
– Есть какие-то возрастные рамки, когда ребенка нужно вести к логопеду, и всем ли детям стоит проходить обследование у этого специалиста?
– Сейчас всё чаще мы говорим о ранней логопедической помощи. Кому-то логопед нужен до года, кому-то в 2-3 года, а кому и в 4 года.
Принимать решение, вести ребенка к специалисту или нет, нужно в зависимости от степени тяжести его речевой патологии. Хороший логопед определяет, нужна ли помощь, при первой встрече, а вот на постановку правильного диагноза, от которого будет зависеть коррекционный маршрут ребенка и его семьи, потребуется время.
– Еще одно направление Вашей деятельности – анималотерапия. Расскажите подробнее об этой методике.
– После нескольких лет работы в группе мне захотелось больше практики, тем более, когда поняла, что у меня получается. Появилось больше желания действовать. На тот момент наша семья приобрела пони. Мы решили совместить мою профессиональную деятельность с работой с животными – освоить пони-терапию как разновидность анималотерапии – особой формы психотерапевтической помощи, когда для лечения используются животные.
Так появилась наша агроусадьба «Пони». Моя главная опора – супруг, он поддерживает меня во всем, и именно он является инструктором. После долгих уговоров, прочитав много литературы об особенных малышах, он согласился работать вместе.
Эта методика действует в качестве вспомогательного лечения при работе с детьми с аутизмом, с легкой формой ДЦП и другими расстройствами, в том числе и речевыми. В нашей стране это направление только начинает развиваться, но постепенно приобретает всё большую популярность, ведь сейчас люди всё реже и реже заводят питомцев, а дети не учатся заботе, меньше двигаются, бывают на улице и не получают настоящих эмоций от живого общения. Детство малышей захватили гаджеты, а заботе и любви они учатся в виртуальной жизни, через искусственные эмоции, которые не компенсируют потребность нашего мозга.
На занятиях пони-терапией используется комплексный подход: дети (неважно, это особенный малыш или нет), сидя верхом на лошади, не просто разогревают и разрабатывают мышцы, но и получают сумасшедший заряд энергии и, конечно, огромное удовольствие от общения с этим животным. И все дети обучаемы, только к каждому ребенку необходим индивидуальный подход, они ведь все разные.
Юлия Лунёва.
Фото из личного архива Екатерины Савицкой.