Едем в Мошенаки. Дорога. Небо. Облака. Солнце. Апрельский день. Пожалуй, первый хороший на этой неделе, а может, и за весь месяц. «В прошлом году не было зимы, а в этом – не будет лета», – шутим мы, с надеждой, что это окажется действительно просто шутка. При въезде в Макаренцы замечаю, как разлилось местное озеро, вспоминаю, как приезжали сюда давно на пригородном автобусе, зимой, когда стояли сильные морозы, а от него шли счастливые толстые гуси. Сейчас весна, озеро переполнено – деревянные скамейки вдоль берега стоят в воде.
На улицах пусто. Только в небе перебрасываются песнями маленькие птицы, наверно, жаворонки. Дом нашей героини – Евгении Копыловой – почти последний в деревне. Вернее, почти первый: начало улица ведет от поля, а не от въезда на нее с главной дороги.
У дома мы ждем Наталью Шкалькову – заместителя директора по идеологической работе местного сельхозпредприятия – ОАО «Могилевский ленок». Наталья приезжает на джипе не одна: из задней двери выходит председатель профсоюзной ячейки с годовалой дочкой Натальи на руках. Молодая женщина находится в отпуске по уходу за ребенком и на полставки проводит идеологическую работу в хозяйстве. С дочкой на руках и подарочным пакетом, предназначенным для юбиляра, Наталья уверенно шагает к дому Евгении Копыловой, представляя собой живописный портрет современной женщины.
90-летняя Евгения Кондратьевна встречает нас смущенно и с большим волнением. Приезд администрации хозяйства и корреспондентов местной газеты для нее сюрприз. При входе на веранду я задеваю головой низкий дверной проем – силы дома заставляют склонить голову перед человеком труда: не поклонившись не войдешь.
Я принимаю у Натальи ценный груз – маленькую девочку, которая с большим интересом наблюдает за происходящим своими огромными голубыми глазами. Идеолог с трепетом в голосе поздравляет Евгению Кондратьевну. Момент, наполненный сентиментальными сопровождающими элементами: пощипыванием в носу, хлопаньем ресницами и прочим – женщины, что с нас взять?
После официальной части приглашаю Евгению Копылову поделиться своими воспоминаниями. Бабушка долго перебирает вещи в шкафу, открывает и выдвигает полки. Наконец дорогие сердцу фотографии разложены на столе, и мы погружаемся в прошлое. «Вот здесь мы с моими сестрами Клавусей и Лидией, – протягивает мне цветную фотокарточку Евгения Копылова. – Нас было четыре сестры, я старшая. Сейчас только мы с Лидой остались». Женщины на фотографии похожи – белые, голубоглазые, уже бабушки, только моя Евгения Кондратьевна самая маленькая, хоть и старшая. «А она всегда худенькая была», – включается в беседу Галина Гутова – соседка, друг и первый помощник. Галина Владимировна знает Евгению Копылову, сколько помнит себя: не просто жили рядом, но и ходили с сыном Евгении Кондратьевны Михаилом в один класс, дружили.
«А вот моя внучка Таня с мужем, – передо мной фотография, с которой смотрят счастливые веселые люди. – Она вышла замуж за нерусского и уехала в Арабские Эмираты! Сколько мы плакали, как боялись, а они так хорошо живут, такие дети у них красивые».
Беру из стопки еще одну фотографию, на оборотной стороне подпись: «Май 1990 года. Аннушка и Андрюша». На фото довольная белокурая девочка с букетом розовых пионов обнимает младшего брата, лицо которого озарено искренней детской улыбкой. «А это Сашины дети. Сын еще в молодости в Молдавию уехал, там женился, дети там родились. Только ушел он рано, сердце больное было», – омрачается лицо моей собеседницы.
Как на обратной перемотке киноленты проносились воспоминания: болезнь сына, смерть мужа, тяжелые послевоенные годы: «С тринадцати лет в колхоз пошла – серпом жала». И вдруг глаза бабушки становятся ясными: «однажды приехали в разгар работ из газеты и нас с Лидой сфотографировали. Председатель в конторе этот выпуск повесил на Доску почета, а мы с сестрой стеснялись, что на наши портреты все смотрели».
И мы в этот день смотрели на портреты. Сыновей, внуков, правнуков. Изучили не только биографию Евгении Кондратьевны, но и географию ее рода: Дубай, Могилев, Минск, Молдавия. Сама Евгения Кондратьевна, прожившая всю жизнь на одном месте, проработавшая в одном колхозе, любившая одного мужчину, дала продолжение своему роду, как дерево, глубоко вросшее корнями в землю, как крепкий ствол, на котором держится его могучая крона, дает жизнь новым ветвям.
Прощаясь и выходя из дому, я еще раз ударяюсь головой о перекладину: поклонись человеку, его годам, его труду, дому его.
Юлия Лунёва.
Фото Юлии Маркович.