Прогнозы на третью волну COVID-19, новые клинические проявления вируса и надежды на вакцинацию – главный инфекционист Минска

Третью волну COVID-19 медики встречают с колоссальным личным опытом: за год они научились предугадывать «выходки» вируса и спасать даже, казалось бы, безнадежных пациентов. Но инфекция тоже не так проста – каждый всплеск заболеваемости сопровождается новыми вызовами, на которые врачи вынуждены отвечать.  Чем уникальна третья волна и по какому сценарию будет развиваться пандемия? Об этом рассказывает главный инфекционист Минска, заместителем главврача городской инфекционной больницы по медицинской части Святослав Вельгин.

– По какому сценарию будет развиваться третья волна? 

– Сейчас в мире количество заболевших дошло до пика, мы же немного отстаем и только набираем обороты. Пока прирастаем медленно, но неуклонно – число инфицированных достигло примерно 57%  от пика второй волны. Боюсь прогнозировать, но, мне кажется, весенне-летний сезон не пройдет легко. Если смотреть на мировые тенденции, то количество заболевших у нас может перевалить за 2000 человек в сутки. Этого сценария нужно попробовать избежать — важно лишь соблюдать все меры профилактики, о которых мы постоянно говорим.

– Люди сейчас стали болеть тяжелее?

– Да, причем начали проявляться необычные клинические формы болезни, с которыми мы раньше почти не встречались. Например, теперь видим не только поражения легких, но и энцефалиты, миокардиты, мультисистемные синдромы, когда страдает весь организм. В общем, мы с такими клиническими проявлениями еще не сталкивались. Рост количества пациентов со среднетяжелой и тяжелой формой COVID-19 тоже заметен. Причем далеко не все пациенты успевают выздороветь за 10—12 дней в стационаре, некоторым нужно находиться под наблюдением медиков месяц и больше. Это во многом потому, что люди после второй волны расслабились, не соблюдают меры физического дистанцирования, не носят маски. 
Радует, если можно так выразиться, что другие инфекции не исчезли, а значит, COVID-19 не заполнил всю нишу и должен скоро ослабнуть. Сейчас в больнице заняты почти все койки: 110 человек с коронавирусом в отделениях, 7—8 стабильно в реанимации.

– На днях ВОЗ заявила, что коронавирус стал опаснее для молодых людей, якобы это общемировая тенденция. Вы заметили что-то подобное? 

– Вирус и правда чаще стал вызывать мультисистемный воспалительный синдром у детей, подростков и молодежи 20 – 25 лет. У нас в клинике бывают такие юные пациенты, и мы на них обращаем особое внимание, чтобы не пропустить ухудшения состояния. Однако по-прежнему продолжают тяжело болеть люди в возрасте с артериальной гипертензией, ожирением, диабетом. К слову, повторные случаи заражения тоже есть – мы думали, что во второй и последующие разы вирусное заболевание будет переноситься легче, но оказалось, это не так. 

–  Какие надежды на массовую вакцинацию возлагают медики?

– Вакцинация – единственный способ остановить пандемию, поэтому я рекомендую прививаться теми эффективными и безопасными препаратами, которые сегодня предлагают в поликлиниках, – и российским, и китайским. Есть успешный опыт борьбы с оспой, когда прививка позволила полностью прекратить циркуляцию вируса. Конечно, мы надеемся на коллективный иммунитет, для его формирования вакцину должно получить минимум 60% населения. Плюс большое число людей уже перенесли инфекцию или еще переболеют. Но в то же время не факт, что иммунитет выработается самостоятельно. Многие задают вопрос: когда можно прививаться? Сначала говорили, что через полгода после выздоровления, потом снизили эту планку до трех месяцев, а сейчас появились данные, что вакцинироваться стоит через 2-4 недели.

mogilevnews.by