Евгения Антипенко: Работа для денег, а вышивка – удовольствие для души
Легкой позолотой тронула осень деревья, похолодание и дожди внесли некоторый дискомфорт и ностальгическую грусть. Быстротечная пора года осень, как и сама наша жизнь.
Но грусть и хандра не в характере Евгении Антипенко, с которой мы знакомы более двадцати пяти лет еще со времен выступлений в ансамбле народной песни «Еще не вечер», который действовал при Доме культуры железнодорожников.
– Времени на долгую беседу нет, тороплюсь в Подгорье, – сразу предупредила Евгения Дмитриевна и добавила: – Надо успеть закончить работу в саду и огороде.
На свой возраст она не выглядит: жизнерадостная, веселая, а какая оптимистка! В памяти этой женщины отложилось всё: голод, холод, разруха, послевоенное трудное детство. Родилась в деревне Подгорье, что в нескольких километрах от Могилева. Женя была самой младшей из пяти сестер. С самых малых лет всех детей приучали к труду.
– Мама была искусной мастерицей – умела ткать на кроснах в девять нитей прекрасные покрывала, причем цветные, вышивать наволочки, накидки, простыни, – рассказывает Евгения Дмитриевна. – Отец слыл в округе хорошим плотником.
Мастерство родителей передалось детям. Свою первую картину Женя вышила в пятнадцать лет на Украине, куда она с односельчанами ездила на сезонные работы, чтобы получить хоть какие-то деньги.
Первые вышивки сохранили до нынешнего времени яркость красок и свежесть, ведь хранились они в родительском доме под стеклом. Вглядываясь в изображенные на картине образы парня и девушки, которые стоят под березой, Евгения Дмитриевна вспоминает свою молодость.
– У отца я была правой рукой, во всем ему помогала: и за плугом ходить, и сеять, и в лес за дровами ездить, – говорит Евгения Дмитриевна. И теперь, спустя много лет, она выполняет всю мужскую работу. Вы бы видели, какую дорожку цементированную и раскрашенную сделала возле дома, а дверь как украсила на крыльце у входа!
Часто вспоминается моей героине тяжелое послевоенное время, когда не было учебников и писать приходилось на подручном материале – картоне и березовой коре. После сражений на полях осталось много гильз, дети собирали и приносили домой, а взрослые делали из них керосиновые лампы. Но люди того поколения не озлобились, им присущи такие качества, как душевная доброта и терпение.
– К старшим уважение прививалось с малых лет, мы к отцу на «вы» обращались, – говорит Евгения Дмитриевна.
Спустя годы она переехала к сестре в город, здесь вышла замуж за односельчанина. Работала в УЗ «Могилевская областная клиническая больница», затем на мелькомбинате. К сожалению, муж очень рано ушел из жизни. Но нужно было детей на ноги поднять, внукам помочь мудрым советом, да и они к бабушке часто приезжают в деревню.
Больше тридцати лет Евгения Дмитриевна работала на заводе железобетонных конструкций в Могилеве, она ветеран труда. Когда узнал о профессии, признаюсь, был удивлен, – она станочник точечной сварки. Спрашиваю, как совмещала сугубо мужскую профессию с вышивкой, а она в ответ улыбается: «Работа для денег, а вышивка – удовольствие для души».
Любимое занятие не только отвлекало от тяжелого труда, но и наполняло жизнь особым смыслом, в ней присутствовало творчество.
Несмотря на возраст, наша героиня трудится в Подгорье на земле. Есть у нее цветник, огород. А какую беседку соорудила своими руками из подручного материала! Есть выкопанный пруд, в котором насажена водная растительность и плавают декоративные утки. На стенах сарая картины из бутылочных пробок. Даже в строительстве бани она применила все свои знания как мастера, так и человека, умудренного жизненным опытом. Ее подворье признавалось лучшим по итогам смотра-конкурса, что проводился Подгорьевским сельским Советом.
В былые годы Евгения Дмитриевна была активной участницей хора ветеранов имени Геннадия Обуха при городском Доме культуры. Она пишет стихи и юморески, декламирует их со сцены. Словом, жизнь наполнена смыслом, а главный ее принцип – не склоняться перед трудностями и дарить людям только позитивное настроение.
Олег ДЯТЛОВ.
ФОТО автора.