Милиция рассказала, как жителей Могилевского района обманывают кибермошенники
С ростом уровня цифровизации нашей жизни, с увеличивающимся использованием разнообразных гаджетов возрастает и количество преступлений, связанных с применением компьютерной техники. Представители правоохранительных органов практически бьют в набат, говоря о необходимости проявлять осторожность, чтобы не стать жертвой преступления против информационной безопасности или хищения посредством использования средств высоких технологий. Однако количество подобных преступлений только увеличивается. Причины этого – как продвинутость мошенников, так и беспечность жертв.
О том, как обстоит дело с киберпреступностью в Могилевском районе, – наш разговор со старшим оперуполномоченным группы по противодействию киберпреступности криминальной милиции Могилевского РОВД капитаном милиции Владиславом Фурмановым.
– Владислав Владимирович, какова ситуация в Могилевском районе в подконтрольной Вам сфере?
– К сожалению, жителей Могилевского района киберпреступления не обошли стороной.
На сегодняшний день в работе 43 дела соответствующей направленности. Раскрыто только два. И таково соотношение цифр не только в нашем регионе. Преступники, орудующие при помощи компьютерной техники, постоянно изобретают новые варианты обмана потенциальных жертв, и противодействие им требует особых знаний и умений. К тому же, как правило, преступники находятся за границей, и чаще всего случаи обмана и хищений – это не единичный эпизод, а целая система. Поэтому создана специальная база учета – каждый случай проверяется на наличие подобных в других регионах, что позволяет отдельные дела объединить в одно уголовное производство.
– Какие преступления наиболее часто совершаются в Могилевском районе?
– Так называемые вишинг и фишинг. Вишинг – это преступления, при совершении которых используется социальная инженерия. К таковым можно отнести звонки на телефон и мессенджеры от различных служб. Во время беседы человека пытаются ввести в заблуждение, разговорить, напугать, чтобы в конечном итоге он сообщил свои личные данные и данные своей банковской карты или перевел деньги на счета мошенников. К данному виду преступлений относятся и эпизоды, когда во время разговора жертвы с якобы представителем банка или спецслужб человека так «обрабатывают», что он идет в банк, оформляет на себя кредит и затем переводит полученные средства на счета, указанные преступниками, а в результате остается с большим долгом перед банком.
Не надо думать, что «я-то на такое никогда не поведусь». С человеком, попавшимся на удочку, работают профессионалы-психологи, которые не дают ему ни на минуту засомневаться, ни отвлечься на что-то иное, ни с кем-то посоветоваться.
Такие случаи, к сожалению, были и в Могилевском районе. Житель аг. Буйничи потерял 3200 рублей, житель д. Тишовка – 4200 рублей. А недавно жертвой стала немолодая женщина из аг. Полыковичи. Киберпреступники взломали аккаунт ее дочери в социальной сети и разослали по всем имеющимся контактам сообщения с душераздирающей просьбой срочно переслать деньги. Мать повелась, несмотря на то, что сообщения казались ей странными.
Кстати, в такой переписке могут использоваться не только психологические крючки, но и технические моменты – например, фотография банковской карты (после обработки фотошопом) с указанием счета мошенника, но фамилии того, от чьего имени пришло письмо.
Другой вид преступлений – фишинг. Раньше так называли массовую рассылку спам-сообщений с целью заставить получателей перейти по опасной ссылке. Сейчас же широко распространен целевой фишинг, когда мошенники пытаются обмануть конкретного человека. В этом случае сообщения пишутся так, чтобы у получателя не возникло сомнений в надежности и честности источника. Жертвами такого вида преступлений часто становятся пользователи различных торговых интернет-площадок.
Из последних случаев – на днях к нам обратилась молодая женщина, жительница Могилевского района. Она продавала детское платье, завязалась переписка с потенциальным покупателем, всё было замечательно, только вот якобы для получения денег девушке нужно было зайти по указанной ссылке, как позднее выяснилось, на фишинговый сайт (внешне очень похожий на оригинал) и ввести данные своей карты. В результате вместо получения 18 рублей она потеряла 415 рублей.
– Владислав Владимирович, каков социальный портрет жертвы?
– Стать жертвой киберпреступников могут люди разного возраста и разного уровня образования. Однако по статистике считается, что чаще всего это женщины 55-65 лет со средним и высшим образованием. По опыту работы нашего отдела добавлю, что в последнее время на удочку преступников часто попадаются молодые женщины, находящиеся в декретном отпуске (приведенный выше эпизод из таковых). Наличие свободного времени, которое часто тратится на зависание на «окологламурных» ресурсах и торговых площадках, плюс ограниченный круг общения приводят вот к такому итогу.
А вот как раз люди постарше чаще проявляют осторожность и подозрительность: если поступает странный звонок, могут сказать: «Минуточку!» – и перезвонить кому-то из близких, чтобы посоветоваться.
– Что вы посоветуете нашим читателям?
– В первую очередь, быть бдительными и соблюдать элементарные меры безопасности: никому не сообщать личные данные и данные платежной карты, не переходить по незнакомым ссылкам. Сомнительные разговоры и переписки лучше сразу прерывать, не давая втянуть себя в паутину. Проявлять осторожность следуетии при установке различных приложений на гаджет – чтобы преступник посредством «удаленки» не получил доступ к вашему телефону. В любом случае, в ситуации, вызывающей хотя бы минимальные подозрения, лучше перестраховаться – позвонить в службу, из которой якобы поступил запрос, дать себе время «на подумать» и просто поговорить с близким человеком или тем, кто более осведомлен.
Татьяна АРХИПОВА.
Фото Юлии МАРКОВИЧ.