Корреспондент познакомилась с семьей Скочиляс из Вильчиц – семьей сельского священника
Семья Скочиляс из Вильчиц для местных жителей известна, скорее, как семья отца Анатолия – настоятеля Храма Святой Живоначальной Троицы в агрогородке Восход.
Улица, на которой стоит дом, построенный по программе поддержки многодетных семей, еще совсем новая, работы по ее благоустройству в самом разгаре. У порога меня встречают три кота: черный, рыжий и пятнистый, а еще – кормушка для птиц, покачивающаяся на ветру. Как видно, здесь все уживаются.
В день нашего приезда отец Анатолий работал на приусадебном участке: «У меня сегодня выходной», – с улыбкой встретил нас священник. По его словам, такие дни случаются нечасто. В основном, домашними делами занимается матушка. На ее плечах и огород, и дом, и дети. Даже многие вопросы по строительству дома – в зоне ответственности матушки Виктории. По словам отца Анатолия, супруга действительно довольно детально изучила строительный интернет-рынок Беларуси в поисках качественных и бюджетных материалов.
В доме хорошо: светло, просторно, уютно. Иконы, фортепиано, на котором занимаются дети, рассада на подоконниках, но чего-то, привычного взгляду и слуху, не хватает. «У вас нет телевизора», – соображаю наконец. «У нас и первый телефон появился только потому, что шла стройка», – улыбаясь, рассказывает отец Анатолий.
Матушка Виктория – приветливая, батюшка – радушный, и, кажется, благодать исходит здесь ото всех и от всего. Особенно от младшей дочки – пятилетней Ани. Девочка при появлении гостьи, то есть меня, раньше мамы старается устроить чаепитие: мгновение – она уже стоит на столе, чтобы достать чашку с верхней полки кухонного шкафчика. Такая прыть – равновесие и растяжка – объясняется серьезными увлечением – балетом, так что мои опасения совершенно напрасны. Аня еще не раз проделывает этот трюк, и я окончательно убеждаюсь в ловкости и сноровке девочки. Балет не единственное ее увлечение, Аня – начинающая скрипачка.
Старшие дети не менее талантливы и одарены: все владеют музыкальными инструментами – играют на фортепиано. Старшая – отличница Мария – пианистка почти профессиональная, уже учится в УО «Могилевский государственный музыкальный колледж искусств», а в планах – поступление в УО «Белорусская государственная академия музыки».
Средняя, Настя, очень похожа на сестру – как и Мария, обладает абсолютным слухом и увлекается рисованием, хоть пока уделяет больше времени основным общеобразовательным предметам в школе. Девочки пишут стихи и любят литературу – долгое время в семье избегали гаджетов, что принесло свои плюсы – дети прочитали всю домашнюю библиотеку.
Сын Артем, как ожидают родители, выберет профессию, связанную с архитектурой или изобразительным искусством – пойдет по маминым стопам. Виктория в свое время окончила Слонимское духовное училище (ныне – «Отделение церковных искусств» Минской духовной семинарии). Выпускница иконописного отделения своей специальности не забывает – матушка Виктория сейчас трудится над иконами Божьей Матери и Иоанна Крестителя для Храма Святой Живоначальной Троицы. Работа кропотливая, тонкая. Виктория пишет в ночные часы, когда дети уже спят и можно полностью погрузиться в работу, которая требует особенного настроя и подхода: никакого шума и суеты.
Чем больше длится беседа, тем больше открытий. Отец Анатолий и его супруга – уроженцы западной Беларуси, где, в отличие от Могилевщины, сохранилось больше церквей. Одно из самых ранних, еще туманных, воспоминаний детства – это то, как он, семилетний, водил свою незрячую тетю в церковь на богослужения. Это во многом повлияло на его мировосприятие и определило духовный путь. После окончания Минской духовной семинарии будущий отец Анатолий еще несколько лет приобретал опыт и учился церковной службе в храмах Могилевщины.
Матушка Виктория, напротив, воспитывалась в семье атеистов, и, как сама она рассказывает, путь родителей к церкви был долгим: «Мама не могла забеременеть три года, и только после посещения с экскурсией Новоафонского монастыря в Абхазии, стала молиться о ребенке. После чего появилась я – единственный ребенок в семье».
По воспоминаниям Виктории, к церкви девушка приобщалась сама: «Я очень любила петь, мне нравились богослужения, хотелось связать жизнь с церковью».
Детей в семье к церкви приобщают с малых лет. И это понятно, однако, как говорит отец Анатолий, определяться, какую выбрать профессию, им предстоит самим. Родители стараются развивать в детях творческое начало и воспитывать в атмосфере любви и взаимопомощи. Но, по словам, матушки Виктории, у каждого есть свои обязанности и увлечения. На заднем дворе замечаю деревянную самодельную горку, удивляюсь и восхищаюсь, а матушка поясняет, что ее сделали дети: соорудили из досок и оббили рубероидом. «Все удивляюсь, почему они не грязные после этой горки, так странно, что от него не остаются черные следы», – с улыбкой рассказывает Виктория.
Знакомство с семьей Скочиляс, семьей сельского священника, невольно заставляет задуматься, что в миру мы слишком увлечены созданием материальных благ для своих детей, а в итоге от нашего внимания ускользает самое важное – их становление, определение цели в жизни, своего предназначения. В семье отца Анатолия главной стала вера, которая и дает ответ, как из маленького зернышка, попавшего в душу ребенка, вырастить крепкое дерево с сильными корнями и мощной кроной, дерево, называемое духовной силой и нравственностью.
Юлия ЛУНЁВА.
Фото автора.