Наталья Тарасенко: время диктует поиск и реализацию новых форм и методов работы с детьми и молодежью
Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи в Беларуси на фоне происходящих в мире общественно-политических процессов получает новое звучание. Таким мнением поделилась Наталья Тарасенко, депутат Палаты Представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва.
– Процесс воспитания гражданина и патриота является одним из самых важных и сложных направлений воспитательной работы и пронизывает все иные ее направления, наполняя любую деятельность особым смыслом, формируя мировоззрение подрастающего поколения, основанное на духовных и нравственных традициях белорусского народа, культурном и историческом богатстве белорусской земли. «Нашим брендом стала привязанность к своему дому, малой родине, родным, близким и, главное, решимость защищать свой дом, семью, любимую», – отметил на 6-м Всебелорусском народном собрании Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.
Наше динамичное время диктует поиск и реализацию новых форм и методов работы с детьми и молодежью по гражданско-патриотическому воспитанию, определение новых векторов активности, поддержки и продвижения ярких, и самое главное, полезных для общества инициатив, нестандартного решения привычных задач. При этом каждый ребенок должен ощущать важность и необходимость того, что он делает, видеть себя в общей картине развития своей малой родины, чувствовать свою сопричастность ко всему, что происходит в стране.
В условиях скоростной трансформации социокультурного пространства, вызванной бурным развитием IT-технологий, необходимо обратить пристальное внимание на просветительскую функцию воспитания: невозможно сформировать такие качества личности, как гражданственность и патриотизм, при отсутствии определенных знаний, которые являются базисными и составляют тот незримый фундамент, который позволяет нашим детям гордиться своей страной и ее достижениями, знать свои исторические корни и чтить подвиги предков, выстраивать свою жизнь на благо родной страны.
При этом не стоит забывать, что патриотизм – категория действенная. Знания могут остаться ненужным и невостребованным грузом, если они не будут подкрепляться грамотно организованной деятельностью, в которой будут четко прослеживаться цели и будет достижим определенный результат. «Патриотизму, друзья, мои, нельзя научить. Можно только показать пример своей искренней любовью к родной земле, бережным отношением к своему историческому наследию. Все, кто работает с современной молодежью, должны понимать, что это качественно новый слой людей с собственными взглядами и ценностными установками, – сказал Глава государства в ходе своего выступления в рамках Всебелорусского народного собрания.
Важно, чтобы у каждого ребенка была своя история активной, созидательной жизни, наполненная всем спектром реализованных возможностей. И здесь очень принципиальна и важна поддержка взрослых. Дом и школа, родители и педагоги должны стать крепкой опорой в становлении личности подрастающего поколения, в его самопознании и самоопределении. Создать целостную картину мира и определить место в ней ребенка, уходя в процессе воспитания от фрагментарности, отрывочности, формализма – вот задача взрослых. Искренняя любовь к Родине, к своему народу, к семье и родному дому зиждется на примере жизни окружающих людей. «Воспитывать нужно в глубину, то есть по вертикали, а не по горизонтали». Трудно не согласиться со словами А.Лиханова.
Сегодня мы не только говорим о будущем, но и моделируем его. От правильно расставленных акцентов в деле формирования гражданско-патриотических качеств личности наших детей, определения основных ценностных ориентаций и мировоззренческих установок будут зависеть дальнейшее социально-экономическое и политическое развитие Республики Беларусь, консолидация общества во имя процветания нашей суверенной и независимой Родины.