Госстройнадзор о строительстве кольцевой вокруг Могилева: как обеспечивается эксплуатационная безопасность
Как обеспечивается эксплуатационная безопасность на одной из самых крупных дорожных строек в республике и почему так ответственна работа инспекторов. Об этом корреспонденту БЕЛТА рассказал заместитель начальника специализированной инспекции Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Беларуси Андрей Поливода.
Специализированная инспекция Департамента контроля и надзора за строительством – профильная и единственная в стране, которая осуществляет надзор за строительством транспортных сооружений и автомобильных дорог общего пользования. Причем работа инспекции начинается с начала регистрации объекта заказчиком при наличии решения исполкома, разработанной и утвержденной документации. В первый же месяц после этих процедур инспектор выезжает на место и уже далее посещает его на всех стадиях строительного цикла до полной сдачи в эксплуатацию.
«Автомобильная дорога Юго-западный обход Могилева – один из глобальных республиканских проектов этого года, – отметил Андрей Поливода. – И трасса, и мост через Днепр – самая сложная на сегодня дорожная стройка, которой уделяется повышенное внимание. Уровень ответственности очень высок. Наша задача – обеспечить эксплуатационную безопасность и проконтролировать, чтобы утвержденная проектная документация была реализована. Здесь все вопросы важны и находятся в поле зрения инспектора. В процессе строительства могут происходить определенные изменения, но они должны быть обязательно рассмотрены разработчиком проектной документации, при необходимости органами госэкспертизы и переутверждены заказчиком».
На Юго-западном обходе работы контролировались с первой просеки и подготовки земельного полотна. С 2021 года на строительстве кольцевой Госстройнадзором проведено 13 проверок. Сегодня объект находится на стадии завершения, готовность к сдаче очень высока – уже 65%. На объекте практически окончены работы по возведению насыпи, сейчас обустраивается верхний слой покрытия из тяжелого бетона (выполнено почти на 75%). Устроены все 6 опор моста через Днепр, на данном этапе идет надвижка металлического пролетного строения путепровода – два из пяти пролетов дорожные работники уже прошли, в том числе перекрыт русловой проход.
«По этому объекту ситуаций, требующих приостановки работ, не возникало: за весь период строительства выписано 6 штрафов, – рассказывает заместитель начальника специализированной инспекции. – Например, при строительстве газопровода возникли вопросы к ведению технического надзора, что привлекло наше внимание, ведь это магистраль повышенной опасности. После выявления данного факта инспекцией было направлено предписание участникам строительства. Недочеты ими устранены. Впоследствии испытания на герметичность и прочность газопровода прошли успешно. И подрядчики, и заказчики на этом объекте ведут себя ответственно и дисциплинированно».
По словам Андрея Поливоды, случаи несвоевременного устранения нарушений – результат либо халатного отношения ответственных производителей работ, либо не предоставления им необходимых материальных ресурсов. «В свою очередь работа инспектора должна обеспечить поэтапную приемку качества работ и не допустить нарушений, – отметил он. – Это усложняется тем, что специалисту отводится достаточно краткий промежуток времени, за который он оценивает работу всех участников строительства. Важно также понимать, что мы хотим не наказать, а упредить: проще не допустить, чем потом переделывать. Такой подход влияет позитивно: в определенный момент приходит понимание, что все делают одно и то же дело».
Представители Госстройнадзора регулярно посещают такой крупный строительный объект, как Юго-западный обход Могилева. Ими полностью осматривается место проведения работ за текущий период, правильность выполнения и качество данных работ, изучается исполнительная документация и ее оформление. К слову, примерно 70% всех замечаний – именно неправильное оформление документов.
Андрей Поливода отмечает: несмотря на разные объемы проверок, в работе одинаково важны как большие, так и маленькие объекты. Например, на мостах всех размеров и конфигураций, с самыми различными сроками строительства отслеживается все – начиная от основания и заканчивая финишной отделкой. В обоих случаях ответственность одинаковая. И строительство каждого объекта дорожной инфраструктуры обязательно заканчивается заключением специализированной инспекции Департамента контроля и надзора за строительством, на основании которого он вводится в эксплуатацию и начинает свою работу.
К реализации масштабного проекта «Автомобильная дорога Юго-западный обход Могилева» приступили в мае 2021 года, на сегодня все работы на объекте идут согласно срокам – и даже с небольшим опережением. Планируется, что транзитное движение всех видов транспорта будет запущено здесь уже 7 ноября этого года.