В 2007-2008 году перед государством встали серьезные комплексные задачи, решить которые оказалось не под силу какому-то конкретному ведомству или министерству. Требовалось привлечение отдельных департаментов, финансовых организаций, фондов и прочих структур. Однако выяснилось, что привлеченные компании оказались не очень готовы к совместной работе и координировали исключительно свое направление. Чтобы поставленные задачи были выполнены качественно и точно в установленные сроки, было применено управление реализацией государственной программы. Таким образом, оперативно создали следующие инструменты:
- Целевые группы, контролировавшие выполнение работ на определенном этапе.
- Устав проекта, позволяющий четко обозначить круг ответственных.
- Календарное планирование, обеспечивающее контроль за ходом выполнения работ.
Эффект себя оправдал, и управление проектами в государственной сфере получило право на дальнейшее существование.
На сегодняшний день, проекты и программы госуправления призваны обеспечивать развитие российских регионов, и делать это в установленные правительством сроки. В проектном подходе, имеется ряд особенностей:
- Министерства, департаменты и аналогичные структуры, чья деятельность в большинстве своем имеет схожие черты, строго регламентируются. Это обеспечивается документально посредством уставных документов, положений, инструкций и прочего. Поэтому в деятельность вышеописанных процессных структур, необходимо внедрить элементы управления проектами.
- Весь функционал органов власти выстроен таким образом, что без нормативных документов, он будет неизменно нарушен. Поэтому проектный подход подразумевает строгое соблюдение имеющейся нормативной базы.
- Сложилось так, что перенос выделенных средств на следующий календарный год, является сложной бюрократической процедурой и может сам по себе продлить сроки реализации проекта. Поэтому предпочтительно выполнять госпроекты в рамках одного года (350-360) дней. Если же реализация проекта запланирована на несколько лет, то необходимо руководствоваться особенностями формирования госбюджета.
- Особое внимание уделяется рискам. Так для каждого возможного риска, подробно расписывается список возможных последствий и способов его предотвратить. При этом, заранее устанавливаются ответственные лица. Это позволяет реагировать оперативно и уменьшить объем негативных последствий. Риски досконально изучены и известны, поэтому их перечень один в один можно встретить сразу в нескольких различных проектах.
Особенности реализации госпрограмм – это лишь малая часть того, что вам будет предложено изучить на курсе «Управление государственными программами и проектами» от портала cabinet.one. Здесь не только подробно расскажут о типовых проблемах и способах их решения, но и познакомят со многими нюансами данного направления.