Мой дом – моя сила. Эксперт из Могилева рассказала об истории своей семьи и родовом гнезде в деревне Селец
Семья – это фундамент в жизни каждого человека, начало всех начал. Во многом она формирует личность и дает старт в жизни.
«Семья в моей жизни занимает главенствующее место, и для меня важно чувствовать крепкую связь с моими родными, – говорит Анастасия Кондрикова, государственный медицинский судебный эксперт управления Государственного комитета судебных экспертиз по Могилевской области. – Это одна из причин того, почему я живу вместе с большой семьей, которая включает три поколения. К тому же возможности жить в большом городе я предпочла жизнь на родине бабушки, в деревне, в нашем родовом гнезде».
«История моей семьи тесно переплетается с историей страны. Прапрабабушка Елена Фадеевна – из дворянского рода Бонч-Осмоловских, который ведет свое происхождение из Мстиславского княжества. Прапрадедушка Иван Илларионович Германович – из простой семьи, лесник. Незадолго до начала Великой Отечественной войны Иван Илларионович и Елена Фадеевна продали имение в Мстиславле и перебрались в еврейское на тот момент местечко Селец под Могилевом, где купили себе дом. С тех пор он стал нашим родовым гнездом, я – уже пятое поколение Германовичей в этом доме. Несмотря на то, что и у моей мамы, и у меня уже другие фамилии, соседи продолжают называть нас «Германовичи».
В 1941-м году в семье Германовичей растили уже 6 детей, в том числе мою прабабушку Надежду, она родилась 14 сентября 1924 года. По рассказам родственников и земляков знаю, что Германовичи с первых дней оккупации включилась в подпольную борьбу с врагом.
Старший брат моей прабабушки Аркадий Иванович в 1940-м окончил Могилевский аэроклуб, мечтал стать летчиком, но в летном училище не прошел медкомиссию, поступил матросом-мотористом в Днепропетровскую флотилию. На момент начала войны оказался дома.
Участник могилевского подполья и партизанского движения Петр Бирюков уже в мирное время так рассказывал о своем друге Аркадии Германовиче: честно и добросовестно выполнял задания, которые получал от подпольщиков и партизан, хорошо зная Могилев и его окрестности, доставал сведения о противнике и передавал их народным мстителям. В декабре 1943 года Аркадий вступил в партизанский отряд, выполнял разведывательную работу. Участвовал во многих боевых операциях и диверсиях, пользовался уважением у своих боевых друзей, в бою вел себя смело, в жизни – застенчиво и скромно. После освобождения страны от оккупантов влился в ряды Красной Армии, будучи разведчиком, прошел от берегов Днепра до Эльбы. Награжден орденами Славы III степени, Красной звезды, Отечественной войны II степени, медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Дом Германовичей стал явочной квартирой партизан и подпольщиков, здесь партизаны могли обогреться, перекусить, отдохнуть. Глава семьи доставал для них не только продукты и медикаменты, но и оружие и боеприпасы. Старалась помочь и моя прабабушка – юная Надежда: доставала оружие, пекла хлеб для партизан, оказывала медицинскую помощь раненым, распространяла листовки, добывала нужные сведения о противнике. С лета 1943 года по лето 1944 – она активная связная специальной разведгруппы «Березина».
С военных лет в нашем доме сохранилась икона. С ней тоже связана история: пошел слух, что оккупанты ходят по домам местных жителей, и у кого нет икон – плохо. Родственники передали Германовичам икону Божьей Матери – теперь это наша семейная реликвия.
После войны семья опять воссоединилась, в 1945 году родился мальчик Георгий, но двое детей Германовичей умерли…
Моя прабабушка Надежда Ивановна отучилась на агронома, всю свою жизнь, до 1997 года, прожила в деревне Селец Могилевского района, на разных должностях работал в колхозе. Очень работящая, всегда всем помогала и выручала, по воспоминаниям родственников и соседей, имела суровый командирский характер, прямолинейная, но честная. Все ее любили. А вот семейного счастья у прабабушки не получилось: поехали на родину мужа, но новая родня не приняла Надежду, и она с маленькой дочкой вернулась в деревню Селец, а он – остался. Однолюбка – второй раз замуж не вышла, пришлось одной растить дочь Владиславу, так что прабабушка испытала на себе все тяготы военной и послевоенной жизни: держала хозяйство, сама работала и за плугом, и за косой…
Большинство наших родственников живут в сельской местности и связаны с сельским хозяйством, только две сестры моей прабабушки переехали в Москву и Санкт-Петербург. Моя мама Ольга Степановна – учитель младших классов, папа Сергей Иванович – геодезист, мой муж Евгений Николаевич Кондриков – врач. Но все мы очень «привязаны» к земле, любим заниматься земельными делами, ходить в грибы – жизнь в квартире не представляем.
Деревня Селец – одна из тысячи белорусских деревень, ничем не примечательна. Я люблю красоту ее природы: лес, ров, болото, где раньше была хатка бобров. Есть в деревне и братская могила, в которой захоронены воины Красной Армии, погибшие в годы Великой Отечественной войны.
Эта деревня очень дорога моему сердцу – потому что это моя родина».