Начальник управления прямого налогообложения Министерства по налогам и сборам Юлия Волкогонова в пресс-центре БЕЛТА пояснила, в каких случаях будет применяться повышенный земельный налог.
В Налоговом кодексе появилось изменение, которое было принято межведомственной группой по вопросам сокращения количества объектов сверхнормативного незавершенного строительства, отметила Юлия Волкогонова. Одной из мер по завершению этого строительства стало повышенное налогообложение земельных участков, на которых расположены такие объекты. Эти нормы появились в кодексе еще в прошлом году, но предусмотрено, что они вступят в силу с 1 января 2023 года. “Повышенный коэффициент (3) для исчисления земельного налога вводится по участкам, на которых нет капитальных строений, зданий и сооружений. Это земельные участки, в отношении которых выполняются три важных условия. Первое – цель предоставления участка для строительства и обслуживания капстроений либо для строительства и/или обслуживания таких строений. Если участок предоставлен просто для обслуживания капитальных строений, то для него повышенное налогообложение не распространяется. После того как мы удостоверились, что цель предоставления выполнена, необходимо уточнить, какой срок прошел с момента выделения участка под эти цели или с момента изменения целевого назначения земельного участка под актуальную цель”, – рассказала она.
По истечении трех лет после выделения или изменения целевого назначения такого участка нужно проверить, что происходит с объектами, расположенными на этом участке. Если на нем должны быть построены капстроения, в отношении которых предусмотрена государственная регистрация, но не осуществлена госрегистрация последнего из возводимых строений, то участок попадает под повышенное налогообложение до момента введения этого здания. Бывает, что на земельных участках строят объекты, которые не подлежат госрегистрации, добавила начальник управления. “В таком случае в течение трех лет необходимо проконтролировать, приняли ли в эксплуатацию последнее из возводимых сооружений либо передаточных устройств. До тех пор, пока это не будет сделано (в период с истечения трех лет и до факта введения в эксплуатацию), участок будет попадать под повышенное налогообложение”, – констатировала эксперт.
Юлия Волкогонова пояснила, что земельный участок, на котором отсутствует капитальное строение, скорее, термин. “На этом участке может стоять три здания, но третье либо недостроено, либо незарегистрировано. В любом случае это земельный участок, на котором отсутствует капитальное строение”, – пояснила она.
В отношении земельных участков, которые попадают под эти критерии, не будут применяться льготы по налогу, в том числе установленные Налоговым кодексом, а также иными законодательными актами, если в них не установлено иное. “Несмотря на то, какая льгота была предусмотрена и сколько лет, если с 2023 года на этом участке будет отсутствовать капстроение, то льгота на него распространяться не будет. Даже если какая-то льгота до конца 2022 года в отношении такого земельного участка могла применяться, то в 2023 году к таким участкам будут применяться только те льготы, которые прямо прописаны в законодательных актах. Все остальные льготы будут утеряны начиная с 2023 года”, – добавила начальник управления.
По общим правилам бюджетные организации не признаются плательщиками этого налога, но в отношении таких земельных участков они будут признаваться плательщиками. “Неважно, бюджетная, государственная или негосударственная организация, если истекло три года, цель нужная, последний объект не зарегистрирован или не принят в эксплуатацию, то во всех этих случаях будет повышенное налогообложение. У УКСов в том числе исключений пока нет”, – подчеркнула Юлия Волкогонова.
Помимо этого, планируется внедрение с 2023 года системы префайлинга. Теперь сам налоговый орган на основании имеющихся у них сведений делает предварительный расчет проекта налоговой декларации за прошедший год и направляет ее плательщикам-организациям для подписания. Этот проект организация-плательщик вправе при необходимости корректировать. Также в целях равномерного поступления земельного налога в бюджет в течение отчетного года устанавливается обязанность уплаты организациями авансовых платежей по земельному налогу по четырем срокам в одинаковой сумме. Окончательный расчет по земельному налогу будет производиться по итогам календарного года.