Летчик-инструктор Могилевского аэроклуба посадил самолет при отказе двигателя. Мужчина удостоен ордена «За личное мужество»

Президент Беларуси Александр Лукашенко 10 февраля подписал указ о награждении представителей различных сфер деятельности государственными наградами и Благодарностями Президента Беларуси.

Среди них и человек, которым по праву может гордиться Могилевский район – летчик-инструктор Могилевского аэроклуба ДОСААФ имени А.М. Кулагина Денис Шкаренда по ходатайству Могилевского районного исполнительного комитета удостоен ордена «За личное мужество».

Более того, на Х пленуме центрального Совета ДОСААФ, который состоялся 16 февраля в Минске, Денис Шкаренда был удостоен почетного звания «Специалист авиации ДОСААФ 2022 года».

А предшествовали этому не только годы работы в Могилевском аэроклубе, но и настоящий подвиг, который совершил Денис Шкаренда, посадив в июне прошлого года самолет «Як-52» при отказе двигателя.

…17 июня 2022 года Денис Шкаренда вместе с курсантом авиационного факультета военной академии совершал обычный учебно-тренировочный полет.

Все произошло на десятой минуте, – рассказывает летчик-инструктор. – Мы только начали выполнение задания, курсант приступил к отработке элементов пилотажа на «Як-52». И в этот момент произошел полный отказ двигателя. Когда понял, что случилось, взял управление на себя. Хотя надо сказать, что курсант тоже не растерялся – очень четко выполнял все мои указания.

Денис Владимирович спокойно, как о чем-то почти будничном рассказывает о произошедшем, говоря, что с непростыми обстоятельствами ему приходилось справляться и ранее. Однако даже в череде внештатных ситуаций отказ двигателя стоит особняком.

При отказе двигателя самолет способен планировать, – комментирует начальник аэроклуба Иван Касим. – Но в такой ситуации им надо управлять очень грамотно, чтобы он не сорвался в штопор. Это очень специфическая работа, которая требует опыта и большого самообладания.

О серьезности произошедшего говорит и тот факт, что при возникновении подобной ситуации всем экипажам, находящимся в воздухе, дается команда на прекращение задания и возвращение на точку, то есть на аэродром. Приостанавливается летная эксплуатация всех самолетов данного типа (не только принадлежащим Могилевскому аэроклубу, а всем самолетам этого типа, имеющимся в стране). Выясняется причина, после чего все самолеты проверяются на наличие данной проблемы. И только после получения положительных результатов проверки принимается решение на возобновление полетов.

В тот день самолет дотянул до аэродрома и благополучно приземлился. И хотя наш герой очень скромно говорит о своих действиях, но факт говорит сам за себя.

Оценивая весь риск ситуации, в том числе и для своей жизни, Денис Шкаренда спас самолет, отвел опасность от себя, от 19-летнего курсанта и, возможно, от жителей близлежащих населенных пунктов – ведь невозможно предположить, куда бы могла «вырулить» крылатая машина, если бы был потерян контроль над ее управлением.

Разговаривая с Денисом, мы не могли не задать очевидный, на наш дилетантский взгляд, вопрос – было ли страшно?

Нет, страшно не было. Было понимание, что надо очень четко выполнять то, что не раз отрабатывалось на земле. Ведь летный состав вне зависимости от опыта и уровня подготовки систематически проходит тренажи по действиям в особых случаях. Это нужно и молодым летчикам, и тем, кто летает давно.

К слову, Денис Шкаренда относится к категории тех, кто стал на крыло много лет назад.

– Я вырос в семье военного. С юности посещал этот же аэроклуб, в котором сейчас и работаю. Стал летчиком-спортсменом. Мечтал поступить в летное училище, но не прошел по медицинским показателям. И в результате я оказался там, где и должен был, – в спортивной авиации. Закончил Минский государственный высший авиационный колледж. С 2008 года работаю в должности летчика-инструктора. Всю жизнь в Могилевском аэроклубе.

И сейчас уже не жалею, что не попал в летное училище. Случилось так, как и должно было случиться – хотел вращаться вокруг всех трех осей и желательно побыстрее, вот высший пилотаж (это является сущностью спортивной авиации) мне эту возможность и предоставил.

За 25 лет работы летчик-инструктор налетал 2800 часов. Был участником и призером многих спортивных соревнований, обучил навыкам летного мастерства и спортсменов, и курсантов военной академии. Счастливо женат. А настоящей женой летчика, как известно, может быть только та, которая понимает, что мужу без неба никак – и Денису Владимировичу в этом повезло. Вместе с супругой вырастили сына, который учится на факультете физического воспитания МГУ имени А.А. Кулешова – пока молодой человек увлекается волейболом, но, кто знает, возможно, через некоторое время и его, как и отца, потянет в небо.

Иван Касим, начальник Могилевского аэроклуба ДОСААФ имени А.М. Кулагина:

– В нашем аэроклубе, не считая меня, пять пилотов. Трое летают на «Як-52», двое – на «Ан-2». «Як-52» – это учебные самолеты, на которых спортсмены и курсанты военной академии приобретают практический опыт, отрабатывают ситуации, которые могут возникнуть за штурвалом любого самолета. А дает им такую возможность летчик-инструктор – настоящий летный учитель.

Спортсменов аэроклуб готовил всегда, а с 1996 года у нас на летних сборах обучаются и курсанты. Наша задача – поставить их на крыло, подготовить к тому, чтобы в будущем они сели за штурвал серьезного военного или гражданского самолета. И лучше, чем инструктор, который вышел из спортивной авиации и в совершенстве владеет навыками высшего пилотажа, этого никто не сделает. В Могилевском аэроклубе летчики-инструкторы обладают именно таким опытом.

Татьяна АРХИПОВА.

Фото Александры ОРЛОВОЙ.