Три примера, как жители Могилевского района попались в ловушку интернет-мошенников
С 23 мая по 1 июня по стране в целом и в Могилевском районе в частности проходит профилактическая акция «Декада кибербезопасности «Кибердети». И это еще один повод сказать о необходимости проявлять осторожность в сети.
К сожалению, многие из нас уверены, что в ловушку интернет-мошенников может попасть «кто угодно, но только не я». Однако практика показывает, что от этого не застрахован никто. По информации старшего оперуполномоченного группы по противодействию киберпреступности Могилевского РОВД Владислава Фурманова, количество обращений от жертв интернет-мошенников не падает, причем в числе потерпевших люди разного возраста, разного достатка, разного уровня образования. Вот только несколько примеров.
16-летний подросток нашел в инстаграме интернет-магазин с одеждой и обувью. И очень его заинтересовали стильные кроссовки по доступной цене. Юноша связался с продавцом, ему отправили реквизиты для внесения предоплаты. Все выглядело очень солидно и не внушало никаких опасений. Вот только после того, как подросток внес 100-процентную предоплату, связь с продавцом прервалась. В результате – ни денег, ни модных кроссовок.
В аналогичной ситуации оказалась и женщина, которая мечтала приобрести большой бассейн для установки на даче. Вещь своей мечты она нашла на российском сайте. Заказала, оплатила 890 рублей и… все. Деньги ушли в никуда, а бассейна на даче так и нет.
Третий пример связан с установкой программ для удаленного доступа. По словам Владислава Фурманова, сейчас чуть меньше стало обращений, связанных с переходом по фишинговым ссылкам (это когда, например, человек хочет что-то оплатить в интернет-банкинге и заходит на поддельный сайт, визуально напоминающий настоящий сайт банка, и в результате мошенники получают доступ к платежной карточке и персональным данным жертвы, снимают все средства да еще и онлайн-кредиты оформляют). Зато в разы увеличилось количество обращений по поводу приложений удаленного доступа.
Например, не так давно сотруднику (назовем его Н.) одного из крупных предприятий Могилевского района во время рабочего дня поступил звонок на вайбер от якобы сотрудника службы безопасности банка. Мужчину стали запугивать тем, что сейчас, вот прямо в эту минуту, некий гражданин в Бресте пытается оформить на имя Н. кредит. И чтобы его остановить, Н. должен следовать указаниям «сотрудника службы безопасность банка» и установить программу для удаленного доступа (чаще всего это AnyDesk или RuDesk). Мужчина доверился, установил программу, сказал код, и … мошенники получили доступ к его телефону. А далее мужчина только с ужасом наблюдал за происходящим в его гаджете и никак не мог это остановить (чаще всего в таких ситуациях телефон даже невозможно выключить). Как итог – мошенники выудили все персональные данные, сняли со счета мужчины все средства (повезло, что на тот момент там было немного денег) и, возможно, пытались оформить онлайн-кредит – информация по этому поводу сейчас проверяется.
Подытоживая. Интернет-мошенники постоянно изобретают новые схемы, работают с психологами, которые подсказывают, на что зацепить будущую жертву, следят за актуальной ситуацией по разным направлениям, чтобы вызывать доверие и демонстрировать якобы компетентность. Поэтому – осторожность, бдительность и холодный рассудок. Лучше перестраховаться и сто раз подумать, чем потом горько сожалеть о потерянных средствах и искать виноватых.
Татьяна АРХИПОВА.