Почему дом бывшей почтовой станции в деревне Фойно интересен путешественникам?
Не секрет, что на территории Могилевского района расположено 14 объектов, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Один из них – дом бывшей почтовой станции в д. Фойно. Это придорожное здание в византийско-русском стиле с двумя симметричными воротами является памятником архитектуры 1849 года. Возможно, оно не вызовет интерес у рядового путешественника, но это если только совсем-совсем не знать историю. А если хоть немного погрузиться в глубь веков, то сразу придет понимание, что перед нами настоящий свидетель времени, запечатлевший исторические вехи, события и судьбы.
Фото из открытых источников.
Задолго до автомобиля, поезда и самолета
…Когда-то в далекие века не было более надежного транспорта, чем конный. При его помощи не только передвигались люди, но и осуществлялась доставка важных документов, деловых писем и царских указов. Именно поэтому еще в XVIII веке возникла необходимость налаживания почтово-курьерского сообщения. Началось возведение почтовых станций – настоящих объектов придорожного обслуживания.
Появившиеся триста лет назад первые почтовые станции были деревянными на каменных фундаментах, с простым архитектурно-планировочным решением – очень часто они напоминали жилой дом или небольшую корчму. Кстати, нередко под почтовые станции приспосабливали и обычные деревенские постройки.
Ситуация требовала наведения порядка – ведь «станционные дома» не только выполняли важные функции, но и являлись своеобразной визитной карточкой дороги. Поэтому было принято решение о разработке «образцовых» проектов и централизованном строительстве почтовых станций – так был сформирован облик типового каменного комплекса. Кроме станционного дома, в комплекс входили хозяйственные постройки: конюшня, амбар, каретная или навес для экипажей, флигель для ямщиков.
Более того – чтобы возведение почтовых станций не носило беспорядочный характер, при назначении пунктов и размеров станционного дома необходимо было учитывать отдаленность от городов, расстояние между станциями, удобство остановки. Оговаривалось, что не стоит строить там, где не может быть ни частных ночлегов, ни остановок проезжающих.
Станции первого разряда, включавшие помещения для отдыха членов императорской фамилии, должны были строиться в крупных населенных пунктах с интервалом 160 верст и рассчитывались на содержание не менее 50 лошадей.
Станции второго и третьего разряда – в промежуточных, через каждые 20-25 верст, и должны были содержать не менее 25 и 18 лошадей соответственно. При учреждении в станционных домах гостиниц губернаторам надлежало наблюдать за установлением правил, сообразных существу этих заведений. Следовало избегать излишней роскоши и блюсти чистоту.
Соблюдались ли все эти требования?
Смеем предположить, что да. Ведь во времена пенсне и тросточки, дамской вуали и гусарского мундира пользование придорожным сервисом да, в общем-то, и сами путешествия были доступны не каждому. Требовались звание, титул, знатное происхождение, материальные возможности. Или, в крайнем случае, передвижение осуществлялось «по казенной надобности» со специальным документом («подорожная»). Ямщик (при каждой почтовой станции имелся целый штат ямщиков) мчал своего важного пассажира к новой станции, где тот пересаживался в следующий экипаж…
А что в Беларуси?
Уже в те времена белорусская земля была «пронизана» транспортными артериями. По дорогам, соединявшим север и юг Российской империи, Москву со столицами европейских государств и другими населенными пунктами, ежедневно мчались конные повозки, пассажирам которых требовались услуги почтовых станций. Поэтому «образцовые» комплексы появились и здесь.
В обращении к Управляющему почтовой частью в Могилевской губернии указано, что почтовый департамент озабочен развитием почтового сообщения и обращает внимание на необходимость лично собирать сведения при ревизиях и иными способами о местах, где требуется открытие почтовых учреждений, так как в Российской империи на 25960 жителей в 1877 г. приходилась одна станция.
На территории нынешней Беларуси во времена, когда до появления автомобиля и паровоза оставалось несколько десятилетий, почтовые станции строились в стиле неоклассицизма, неоготики или же в псевдорусском стиле. Также эклектично совмещались черты различных стилей или же использовался ограниченный перечень элементов избранного направления.
Часть этих своеобразных памятников дорожного сервиса, построенных в 19 веке, к сожалению, была утрачена. Часть сохранилась до наших дней в оригинальном либо перестроенном виде.
Кстати, на рубеже XIX и XX веков, с развитием других видов транспорта, значение почтовых трактов уменьшалось. Прекратилось возведение почтовых станций, однако принципы их строительства и система архитектурного оформления шоссе отчасти распространилась на железнодорожные здания. И постройки, напоминающие дома станционного смотрителя, мы до сих пор можем увидеть на многих небольших железнодорожных станциях.
Фойно
В настоящее время в Беларуси насчитывается менее 40 почтовых станций. Стоит отметить, что многие сохранившиеся почтовые станции отнесены к объектам, представляющим историко-культурную ценность. Одна из них – в деревне Фойно.
– До наших дней она сохранилась в первозданном виде. На рисунке XIX в. она выглядит точно так же, как сейчас. Только вокруг кареты, мужчины в цилиндрах, дамы в пышных юбках… Почтовая станция построена согласно типовому проекту, с использованием элементов неоготики. Строилась во второй половине XIX в. из кирпича. Одноэтажное здание покрыто жестяной крышей. Центр главного фасада выделен неглубоким резолитом, завершен небольшим аттиком. Дверной проем стрельчатого облика. Над входом козырек, выполненный из чугуна. По углам строения неглубокие стрельчатые ниши. Оконные проемы высокие. Внутри станция разделена на 4 равные помещения, симметрично расположенные относительно широкого коридора, – делится преподаватель истории ГУО «Мостокская средняя школа» Татьяна Голуб, которая уделяет немало времени изучению данной темы.
Почтовая станция, расположенная в деревне Фойно, имеет статус памятника республиканского значения. Внесение здания в число объектов, представляющих историко-культурную ценность, стало спасительным и уберегло его от возможного разрушения, с которым, увы, столкнулись иные объекты (например, 10 лет назад не стало почтовой станции в деревне Новоселки).
Сидоровичи
Тем, кто заинтересовался этими памятниками истории – пусть и не имеющими дворцового шика, но много повидавшими на своем веку, стоит обратить внимание и на почтовую станцию в аг. Сидоровичи.
Как рассказывает Татьяна Голуб, в середине 19 века, после прокладки шоссе Могилев-Довск, в деревне размещалась почтовая станция, которая имела 16 лошадей.
– Обычно при подобных станциях на территории сегодняшней Беларуси организовывались небольшие трактиры или кофейни, а также непритязательные гостиницы. Так, в подобном заведении в одной комнате размещалось несколько (два-три, редко больше) простых столов (подчас некрашенных), пять-шесть истертых стульев, лавка вдоль стены. В этой же комнате находился и буфет с закусками и напитками. Подавали обычно «каву» (кофейный напиток) или «гарбату» (настой из трав), или, по желанию, чай. И, конечно же, спиртные напитки, табак. А как же без этого?
Здание почтовой станции сохранилось очень хорошо. Козырек над дверями точно такой же, как на здании в Фойно. А поддерживается он чугунными кронштейнами с замысловатой вязью. Хорошо сохранилась кирпичная оштукатуренная ограда.
По словам председателя Сидоровичского сельисполкома Елены Пшеничной, сейчас здание принадлежит частному лицу. Нынешний владелец бережно относится к исторической составляющей и проводит реконструкцию, чтобы открыть придорожный сервис. Что, в общем-то, стало бы логичным продолжением истории бывшей почтовой станции – ведь станционные дома, которые являются интереснейшими памятниками дорожного строительства и имеют историческую и архитектурную ценность, достойны того, чтобы стать объектами и туристических маршрутов, и туристического сервиса.
И напоследок
…Почтовые станции, выдержавшие испытание временем, сейчас расположены у трасс, по которым ныне проносятся тысячи автомобилей. Тихо, не привлекая к себе внимания, стоят небольшие постройки – будто ждут своего посетителя, которому по секрету расскажут, как когда-то здесь бурлила жизнь и кипели страсти. Поэтому, находясь рядом, стоит закрыть глаза, настроиться на «волну» и увидеть «картинку»: прибывают и отправляются экипажи, раздаются крики ямщиков, станционный смотритель встречает уставшего путника, который заходит внутрь, чтобы попить чаю с вкусными баранками, подремать в специально отведенной комнате. Как говорит Татьяна Голуб, даже трудно представить, скольких сиятельных вельмож повидали эти стены…
Татьяна АРХИПОВА.
Фото из открытых интернет-источников.