Художник из Полыковичей Александр Росинов: рисунок рубля, Арбат и высота иконописи
Могилевский район богат талантами. Эта истина не требует никаких доказательств. Ведь для того чтобы убедиться в ее правоте, достаточно оглянуться вокруг и увидеть, сколько среди окружающих увлеченных людей, настоящих самородков, чьи творения и открытия известны далеко за пределами района. Но даже среди этой россыпи талантов есть те, кто заметен особо. Один из них – мастер изобразительного искусства из Полыковичей Александр Росинов, который занимается станковой живописью, в том числе пишет иконы и картины на религиозные темы. И чьи произведения стали жемчужиной многих храмов и музеев.
Художник, который не любит слово «художник»
Наш разговор с Александром Витальевичем начался именно с этого – с просьбы не называть его художником. Почему? На этот вопрос у мастера был убедительный ответ.
– Художник – это слишком громкое слово. Я человек, который изобразительным искусством зарабатывает на хлеб. И мне близко мнение, высказанное в свое время Александром Бенуа: «Когда живописцы считались ремесленниками, они в своем искусстве достигали вершин. Когда живопись стала считаться искусством, живописцы потеряли основы ремесла». Поэтому не люблю громких слов. Это просто моя работа. Кстати, ведь многие великие считались в свое время именно ремесленниками и при этом они на заказ создавали полотна, которые и спустя столетия остаются шедеврами. Среди их клиентов был королевские особы, служители религиозного культа, состоятельные люди и великие умы тех времен. Вот и я занимаюсь такой деятельностью. А мои заказчики – церковь и религиозно настроенные люди.
Живописцы прошлых веков близки Александру Росинову не только своим отношением к делу, которым они занимались, но и технически.
– Я сторонник воззрений и техники старых мастеров, и в первую очередь – Питера Пауля Рубенса, которого можно назвать основателем стиля барокко и использования динамичной композиции. Но не будем вдаваться в профессиональные нюансы, просто отметим, что взгляды на изобразительное искусство старых мастеров мне ближе, чем тех, кто пришел в 19 веке.
А началось все на Арбате
Вернее, на Арбате пришло понимание, что живопись может стать профессиональной деятельностью Александра Росинова. Первые же шаги в этом направлении были сделаны еще в школе № 25 г. Могилева. А первая работа – …нарисованный карандашом рубль.
– Мне было интересно, получится ли. Вот я и нарисовал вначале купюру в один рубль, потом – в 10 рублей. Творения мои увидел директор школы. И надо отдать ему должное – он проявил мудрость и вместо наказания предложил мне оформить красный уголок с изображением Маркса, Энгельса, Ленина. Это стало моей первой большой работой.
Отметим, что порывы талантливого школьника не всегда находили понимание со стороны взрослых (очень распространенная история во все времена!). Более того, юному Александру, который отлично успевал по всем предметам, по рисованию хотели поставить итоговую «тройку» (по советской пятибалльной системе), а за один из рисунков ему поставили «единицу»!
– Я срисовал с учебника истории изображение гладиатора. Уж не знаю, что учитель усмотрел в этом рисунке, но только поднялся скандал с привлечением директора школы и родителей. А мотивация была такова: «У гладиатора в руках холодное оружие, вдруг и он (то есть я) возьмется за нож». В общем, весело, хотя тогда мне было не до смеха.
Школьные годы стали временем не только учебы и забавных историй, но приобретения первых профессиональных навыков.
– В те годы старшеклассники посещали УПК (учебно-производственный комбинат), где получали начальную профессиональную трудовую подготовку. Кто-то в результате приобретал «корочку» водителя, кто-то продавца. А я получил навыки и документ о том, что являюсь художником по изготовлению сувениров.
Но вернемся к Арбату.
…После окончания школы Александр Росинов оказался в Москве. Это было время, когда на одну из главных достопримечательностей города – Арбат, пришли художники. Они не только выставляли уже готовые картины, но и, расположившись напротив знаменитого театра имени Вахтангова, рисовали портреты прохожих. А юный выходец из белорусской глубинки садился рядом и тоже рисовал.
– Тогда было время, когда опытные мастера готовы были подсказывать и помогать. Поэтому они спокойно относились к тому, что клиенты, покупая их работы, потом в качестве дополнения приобретали и мои наброски.
А толчком к тому, чтобы заняться этим серьезно, стало… приглашение на свадьбу в качестве свидетеля от друга из Могилева. Денег у меня не было, и я решил попробовать заработать таким вот образом. Получилось. И постепенно живопись стала моей главной деятельностью.
Храмы, монастыри, музеи…
К созданию икон и жанровых произведений религиозной тематики невозможно прийти, будучи атеистом. Об этом говорит и пример нашего сегодняшнего героя.
– Я являюсь практикующим ортодоксальным христианином и прихожанином Свято-Троицкой церкви в Полыковичах. И, на мой взгляд, работа на благо храмов – естественная для религиозного художника.
А первой серьезной работой в этом направлении стало восстановление Крыпецкого монастыря Псковской епархии.
– В 1992 году отец Дамаскин стал игуменом монастыря, который тогда находился практически в руинах. Священнослужитель узнал, что в Могилеве есть целая когорта мастеров-живописцев, и предложил нам поработать над оформлением монастыря и созданием для него работ. Мы всей командой сделали там очень многое. С тех пор я и тружусь в этом направлении.
Сегодня работы Александра Росинова можно встретить по всей Беларуси – в храмах, музеях, представительских местах.
– В Могилевском районе работал над оформлением иконостаса и алтаря в Храме святого Пантелеимона в Кадино. Много работ в Церкови Покрова Пресвятой Богородицы в Вейно, в том числе и картина «Крещение Князя Владимира». Сейчас там еще и завершаю работу по оформлению часовни. Есть жанровые картины в Храме Рождества Иоанна Предтечи в Буйничах.
Очень много сделал для Гродненской епархии. Немало работ и в Минске… Если есть желание увидеть мои произведения, то, кроме храмов, могу порекомендовать музеи. Например, много произведений, в том числе и картина, посвященная Грюнвальдской битве (единственная в Беларуси на такую тему), находится во Дворце Потемкина в Кричеве. Есть работы
и в музее Славгорода. А сейчас я по заказу митрополита Вениамина работаю над двухметровым портретом митрополита Филарета, который скончался в 2021 году. Портрет владыки будет располагаться в Минском епархиальном управлении.
Не только на холсте
В числе произведений Александра Витальевича не только традиционные работы.
– У мастеров религиозного направления много качественных, но однотипных произведений. Поэтому мне захотелось поэкспериментировать и придумать что-то отличающееся. Так появилась идея создавать панно – иконы на деревянной основе, где, можно сказать, я выступаю и столяром, и резчиком по дереву, и живописцем. Такие иконы-панно оказались востребованы. Тем более что все они обязательно освящаются.
Наставничество
Когда видишь работы по-настоящему талантливого человека, вне зависимости от вида деятельности, всегда хочется, чтоб
нашлись одаренные продолжатели его дела. Поэтому мы не могли не задать вопрос об учениках.
– У меня нет собственной школы. Но ученики – это естественный этап у любого мастера. Поэтому есть несколько человек, которых я ввожу и в изобразительное искусство в целом, и в основы иконописи. Можно сказать, что обучаю точечно – именно тех, кому это интересно.
Как говорится, каждому человеку хочется поделиться накопленным опытом. И всегда появится тот, кому это надо.
И в заключение…
О жизненном и творческом пути Александра Росинова можно рассказывать много – его работы востребованы на очень высоком
уровне. Мы же, учитывая газетный формат, приоткрыли лишь некоторые страницы жизни талантливого живописца из Полыковичей, который, несмотря на все заслуги, остается сдержанным в отношении самого себя.
– Несмотря на то, что у меня есть благословение, иконописцем себя не считаю. Это было бы ни по совести, ни по закону.
И кто знает, может быть, вот в этом умении критически относиться к себе, несмотря на все заслуги и достижения, кроется секрет настоящего таланта?
Татьяна АРХИПОВА.
Фото из личного архива героя публикации.