В деревне Щежерь Могилевского района есть могила, у которой стоит памятник с надписью «Макеев Иван Васильевич… 1922 – 14.06.1944, лейтенант, командир звена 309 истребительной авиационной Смоленской дивизии…». На протяжении десятилетий к памятнику приходят дети и взрослые, чтобы почтить память погибшего летчика, а в его лице всех, чьи жизни унесла Великая Отечественная война. И, наверное, очень многие, глядя на даты жизни героя, читая описание его подвига, пытаются представить, каким был Иван Макеев, которому судьба отмерила всего 21 год жизни. Голубоглазым и светловолосым или смуглым и кареглазым? Косая сажень в плечах или щуплым пареньком, похожим на школьника? Застенчивым и мечтательным или озорным балагуром – душой компании? Увы, история распорядилась так, что у нас нет ответов на эти вопросы. Как и нет фотографии юного летчика, чья жизнь оборвалась на земле Могилевского района.
В тот памятный день
…14 июня 1944 года. До освобождения Могилевской области – считанные дни. Фашисты, отступая, пытаются вывезти как можно больше награбленного, чтобы закрепившись в другом месте, вести дальнейшие бои. Задача советских воинов – помешать им уйти на запад. И поэтому жители местных деревень часто слышат гул самолетов, становятся свидетелями воздушных боев. Так случилось и в этот день.
9-летний Миша Тхорев вместе с отцом Алексеем Калистратовичем и соседскими мальчишками пасли коров у деревни Щежерь. Видели, как два советских самолета атаковали немецкий паровоз, стоявший на ж/д-переезде. Видели, как одна из «железных птиц» попала под фашистский огонь.
Подбитый самолет упал совсем рядом. Удар был настолько сильным, что пилота выбросило из кабины. Ребята побежали к погибшему. Успели заметить, что он был в теплой куртке, успели достать документы и прочесть «Макеев Иван Васильевич». А следом налетели немцы и полицаи, которые немедленно отобрали документы.
Восстанавливая детали…
Похоронили летчика здесь же, недалеко от переезда. И кто знает, может быть и осталась бы могила Ивана Макеева полузабытой, если бы не местные жители, которые всегда помнили о трагедии, которая разыгралась в небе за несколько дней до освобождения.
Более того, Алексей Тхорев в 1946 году написал письмо в газету «Красная Звезда», где рассказал об обстоятельствах гибели летчика. После этого в официальных данных появилась точная информация о месте последнего боя Ивана Макеева.
В 50-е годы останки летчика были перезахоронены в д. Щежерь. В 2010-м был установлен новый памятник. А благодаря поисковой деятельности директора ГУО «Романовичская средняя школа Могилевского района» Олега Пускова удалось найти информацию о жизни Ивана Макеева.
– Поиск велся через Подольский архив Министерства обороны Российской Федерации, – рассказывает Олег Владимирович. – Связаться с родными и близкими, к сожалению, не получилось, но зато удалось полностью установить боевой путь Ивана Макеева. Если все послевоенные годы о нем знали только фамилию и имя, то после поисков стало известно, откуда он родом, выяснилось, что он был героем, награжденным двумя боевыми орденами…
От вчерашнего школьника до авиационного аса
Родился будущий герой 15 октября 1922 года в селе Кистинево Рязанской области. Получил базовое образование – окончил восемь классов. А потом семья перебралась в Москву, откуда в декабре 1940-го он был призван на срочную службу. Наверное, отслужив положенный срок, Иван вернулся бы домой, где его ждали мать, отец, братья. Наверное, пошел бы работать и создал бы крепкую семью с женой-красавицей и несколькими ребятишками. Но не суждено было всему этому случиться. А случилась война.
Страшные потери лета 1941 года коснулись всех родов войск. Авиацию – в первую очередь. Потери необходимо было восполнять, в том числе за счет обучения самых юных.
Так 18-летний сержант Иван Макеев становится курсантом военной школы летчиков в Борисоглебске. А с 20 сентября 1942 года начинается боевой путь пилота И. В. Макеева.
О том, какими были первые месяцы воздушных сражений Ивана, информации нет. Но, судя по тому, как быстро он прошел путь от младшего до старшего лейтенанта, от рядового пилота до летчика старшего, а потом и до командира звена, можно сделать выводы, что парень был отчаянный, бесстрашный, умевший принимать решения.
Меньше, чем через год он уже осваивал новую машину Ла-5, на которой ему суждено было совершить немало подвигов. И уже 10 сентября 1943 года вышел приказ о награждении младшего лейтенанта Макеева орденом Красной звезды. Вот что значилось в приложении к данному документу.
«Товарищ Макеев… в короткий срок отлично овладел новой материальной частью, техникой пилотирования и штурманской подготовкой…
С первого боевого вылета показал себя отличным летчиком-истребителем, выполнял сложные задания командования по разведке войск и авиации противника. За короткий период боевой работы с 26.07.43 по 9.08.43 произвел 15 боевых вылетов на разведку, сопровождение своих бомбардировщиков, штурмовиков, наносящих удары по войскам и технике противника.
…Проявляя смелость и бесстрашие в боях, не щадя жизни, 9.08.43 при сопровождении бомбардировщиков Пе-2…, отбивая многочисленные атаки истребителей противника, обеспечил успешное выполнение задания бомбардировщиков без потерь, и в неравном бою вышел победителем, несмотря на ранение».
Надо сказать, что тогда, 9 августа 43-го, по итогам воздушного боя, Иван некоторое время считался пропавшим без вести – официально, погибшим – фактически. Но повезло: был только ранен.
Казалось бы, судьба благоволит к тем, кто «воскрес», кто уже однажды считался погибшим…
После лечения 21-летний летчик вернулся в строй. И через несколько месяцев новая награда: приказом от 3 февраля 1944 года лейтенант Иван Васильевич Макеев, командир звена 49 Краснознаменного истребительного авиаполка, был награжден орденом Красного Знамени. А в характеристике говорилось о том, что после получения первой Правительственной награды он произвел 34 успешных боевых вылета, провел 9 воздушных боев, в которых сбил три самолета противника ФВ-190 лично и один в группе, поджег один ХЕ-11.
«Неоднократно товарищу Макееву приходилось вести воздушные бои с численно превосходящими силами противника, в которых он показывал образец мужества и отваги.
5 января 1944 года восемь Ла-5 вели воздушный бой с шестнадцатью Ю-88 под прикрытием шести ФВ-190. Товарищ Макеев, находясь в сковывающей группе, своей решительностью и мужеством сумел разбить боевой порядок бомбардировщиков и умелыми действиями вынудил самолеты противника сбросить бомбы на свои же войска».
А на следующий день новый подвиг! Шесть наших самолетов вступили в бой с 20 немецкими бомбардировщиками и истребителями, врезались в их боевой порядок и вынудили немцев сбросить бомбы на свои позиции. На одном из этих самолетов был Иван Макеев.
Последнее задание. Выполнено
…В июне 44-го летчики работали на износ, совершая по 2-3 вылета в день. Нельзя было дать немцам отступить спокойно, без потерь. Старший лейтенант командир звена Иван Макеев получил задание атаковать вражеский паровоз.
Из боевого донесения командиру 309 истребительной авиационной Смоленской дивизии: «Полк в течение дня 14.06.44… парой охотников действовал по уничтожению паровозов противника… В период 9.32-10.38 пара Ла-5 (ведущий – ст. лейтенант Макеев, ведомый – мл. лейтенант Тимофеев) произвели вылет на штурмовку паровозов на перегонах ж/д Чаусы-Могилев, Могилев-Быхов… В 10.15 на ст. Реста был обнаружен паровоз, прицепленный к эшелону…»
– Видишь паровоз? – спросил товарища Иван.
– Вижу, – ответил тот.
Под вражеским огнем пилоты пошли в атаку. А через несколько минут Иван Макеев зашел вторично. Немецкая железнодорожная техника была уничтожена. Задание выполнено. Но на выходе из атаки самолет Ивана был сбит.
Будто в замедленной съемке мл. лейтенант Тимофеев наблюдал, как паровоз окутался дымом и как на выводе из пикирования на высоте 150-200 метров подбитый самолет боевого товарища упал и взорвался.
…Что видел 21-летний мальчишка в последние мгновения перед падением своей крылатой машины? Объятый пламенем вражеский паровоз? Июньскую зелень белорусского леса? Солнце, манящее верой в чудо? Детей, забывших о пасущейся живности и во все глаза глядящих в небо? Или вспомнил о маме, ждущей его в близкой, но при этом в такой далекой Москве…
Помнить…
Сегодня одна из улиц в д. Щежерь носит имя летчика Ивана Васильевича Макеева. У его памятника всегда стоят цветы. Местные жители, школьники, сотрудники ООО «Птицефабрика «Романовичи» следят за тем, чтобы у воинского захоронения был порядок. Так и должно быть. Ведь история – это не только великие полководцы и громкие имена. История – это жизни обычных людей, мечтавших о больших свершениях и житейском счастье. И иногда несколько строк из писем или описания подвига могут рассказать очень многое не только о конкретном человеке, но о целом поколении и событиях, оставшихся в прошлом.
На памятнике есть еще две надписи: «Красноармеец – имя неизвестно, замучен фашистами в августе 1941». Кроме Ивана Макеева здесь захоронены два советских воина, попавшие в плен летом 41-го и, будучи не в силах идти, добитые оккупантами. Двое, чьи родные получили извещения «пропал без вести»…
Татьяна АРХИПОВА.