Учитель начальных классов Дашковской школы: надо уметь смотреть на мир глазами ребенка
«Учителю работать в деревне сложнее, чем в городе. Здест все и всё на виду». Такая фраза прозвучала в разговоре с нашей сегодняшней героиней. И с ней нельзя не согласиться. За этой истиной стоит огромный многолетний труд – труд без права на ошибку, с высочайшим уровнем профессиональной и человеческой самоотдачи. Именно так, выкладываясь каждый раз по максимуму, и работает учитель начальных классов ГУО «Дашковская средняя школа» Лариса Елинова.
– Лариса Григорьевна, в этом году у вас своеобразный юбилей – 30 лет назад вы переступили порог Дашковской школы в качестве учителя начальных классов. И это немалый срок. Скажите – нет ли усталости, есть ли еще силы?
– Несмотря на небольшую усталость, силы есть. И потенциал есть. Это все благодаря детям. Находясь рядом с маленькими учениками, ощущаешь себя молодой – ведь чтобы быть услышанным ими, надо уметь смотреть на мир глазами ребенка. А для этого нужно сохранить в себе свежесть и интерес к жизни. Поэтому именно ребята каждый раз открывают во мне новое дыхание.
Мне интересно наблюдать за их становлением и готовить к более взрослой жизни. Это становится настоящим стимулом для качественной работы и дает силы. К тому же, не бывает одинаковых детей. С каждым новым классом я приобретаю новый опыт, который хочется использовать в будущем.
– А где начиналась ваша профессиональная деятельность?
– В Костюковичском районе. Я родом из деревни Самотевичи (это, кстати, малая Родина Аркадия Кулешова). А работать, после окончания Горецкого педагогического училища, я начала в соседней деревне с красивым названием Белая Дуброва. Два года там трудилась, а затем по семейным обстоятельствам переехала в Дашковку и с 1993 года начала уже работать здесь. Параллельно получила высшее образование – окончила МГУ имени А.А. Кулешова. В 2022 году стала учителем высшей категории. Вот такие вехи моего профессионального пути.
Первый выпуск Ларисы Елиновой в Дашковской средней школе.
– Нередко приходится слышать, что дети сейчас другие. Согласны ли вы с таким высказыванием?
– Можно и соглашаться, и не соглашаться с этим мнением. Да, меняется время, меняются и дети. Влияние гаджетов, конечно, ощущается – дети становятся жестче. Но при этом ценности и задачи ведь остаются прежними. Я должна вырастить их человечными. Это самое главное. Поэтому и 30 лет назад, и сейчас стремлюсь к тому, чтобы пробудить в ребятах все самое хорошее и доброе, научить их помогать, дружить. И сплотить их маленький коллектив, в котором будет «один за всех и все за одного».
– Что, на ваш взгляд, кроме знаний, должен дать детям учитель младших классов?
– Одним словом не ответишь. Задач много. Во-первых, я должна научить их учиться. Чтобы, выйдя из начальной школы, они не растерялись, чтобы без проблем осваивали более сложную программу. Этому я их учу на протяжении четырех лет. И, наверное, получается – учителя в старшей школе часто отмечают моих ребят как самостоятельных, отзывчивых, как сформировавшийся коллектив. Во-вторых, учу решать конфликтные ситуации. Ребенку в школе должно быть психологически комфортно. Поэтому считаю, любой конфликт нужно разрешать сразу и, главное, – корректно. Чтобы ребенок со спокойной душой шел домой, а утром возвращался в школу. Учу их тому, чтобы они могли самостоятельно разбираться с любой ситуацией. Под моим присмотром, конечно, но самостоятельно. Эти навыки в будущей жизни им всегда пригодятся. Еще хотела бы выделить гражданско-патриотическое воспитание. На протяжении многих лет моей настольной книгой является «Ніколі не забудзем». Я рассказываю ребятам о войне, о том, что пришлось пережить их ровесникам, на чье детство выпало военное лихолетье.
Дети интересуются этой темой – примеряют ситуацию на себя, остро реагируют, когда книги читают и фильмы смотрят. Считаю, что мы не должны допустить переписывания истории. И это надо начинать с начальной школы. Вообще, направлений в работе с учениками много. Во главе угла должны быть общечеловеческие ценности. А чтобы трудиться эффективно, нужно помнить, что ребенок – это не объект, а субъект. Поэтому у нас с ребятами равные отношения, в каждом из них я вижу личность. И у нас получается дружить.
– Как складываются отношения с родителями?
– Родители должны быть союзниками учителя. Тогда и получается результат – когда у нас одинаковые требования и стремления. В такой ситуации ребенок не ощущает себя потерянным, а чувствует твердую опору со всех сторон. Не всегда просто, конечно, бывает. Но у меня нередки ситуации, когда малышей ко мне приводят мои бывшие ученики, для которых я была первой учительницей. Они уже приобрели жизненный опыт, они общались с другими преподавателями. При этом первый учитель остался для них эталоном и авторитетом, и они с полным доверием приводят ко мне уже своих детей. Вообще, я всегда открыта для родителей своих учеников. В любое время они могут позвонить, написать, чтобы решить любую проблему. Поэтому у нас есть и доверие, и взаимное уважение.
– Поддерживаете ли вы связь со своими учениками, когда они идут в старшие классы, а затем уходят во взрослую жизнь?
– Конечно! Вот в этом году выпускались 11-классники – мои бывшие ученики. Я присутствовала на последнем звонке. Это было так трогательно! Я всегда слежу, как учатся мои ребята в будущем, куда поступают, где работают, как складывается их дальнейшая жизнь. И они знают, что всегда могут прийти ко мне за советом. Очень радуют, конечно, их успехи. Среди моих выпускников есть доктор химических наук, младший научный сотрудник в одном из НИИ. Педагоги есть. Например, классный руководитель ребят, которые в этом году окончили школу, – моя бывшая ученица, поэтому мы с ней работали, можно сказать, в тандеме. Недавно у меня практику проходила другая моя ученица, которая сейчас работает в дошкольном учреждении, но после получения высшего образования, надеюсь, станет учителем начальных классов. Знаете, я открыта для каждого своего ученика – и для того, кто достиг больших высот, и для того, кто нашел себя в чем-то повседневном. Они все мои.
– Лариса Григорьевна, знаем, что для вас школа – не только любимая работа, но и хобби…
– Зимний сад, который создан втнашей школе, стал моей настоящей отдушиной. Я здесь хозяйничаю круглый год. И в выходные дни, и в отпуске, и темными зимними вечерами. Мне здесь хорошо, спокойно. Кстати, и ребята мои очень любят сюда приходить. Мы вместе поливаем цветы, изучаем и, конечно, наслаждаемся чудесной атмосферой зимнего сада.
– Спасибо за интересную беседу.
Татьяна АРХИПОВА.
Фото Юлии МАРКОВИЧ и из личного архива героини.