На связи – полярники! Как Александр Лукашенко дал зеленый свет изучению Антарктики и зачем нам своя база в Антарктиде
Благодаря ученым Беларусь известна на весь мир как страна, где делают самые большие самосвалы и добывают калийную руду, производят лазеры, микросхемы и электрический транспорт. В стране выполняют высокотехнологичные хирургические операции и выпускают лекарственные препараты. Республика наравне с крупными государствами входит в число космических держав и осваивает энергию мирного атома. А еще белорусские ученые занимают крепкие позиции в клубе антарктических держав и строят собственную исследовательскую станцию в Антарктиде. Но зачем Беларусь возобновила исследование Антарктики и над какими проектами там работают наши ученые? Почему эта тема легла в повестку недавней встречи Александра Лукашенко и Владимира Путина? Как западные санкции добрались до Южного полюса и кто пытается присвоить себе территории ледяного материка? В новом выпуске YouTube-проекта БЕЛТА “По факту: решения Первого” мы связались с нашими полярниками и готовы ответить на все эти вопросы.
Чем Антарктида интересна ведущим государствам мира
Сперва разберемся, почему Антарктида, сплошь ледяная пустыня, уже многие годы вызывает интерес ведущих держав мира. С научной точки зрения все просто: нет более идеального места для изучения климата и природы, чем не тронутая деятельностью человека территория. Антарктида интересна и с точки зрения наличия здесь различных видов минеральных и биологических ресурсов.
Белорусы начали участвовать в освоении Антарктиды еще с середины прошлого века – вместе с учеными из других советских республик. Нашим землякам удалось зафиксировать здесь два мировых метеорологических рекорда: самую низкую температуру воздуха на планете – минус 89,2 градуса по Цельсию и самый сильный порыв ветра – 78 м/с.
Распад Советского Союза привел к мгновенному разрыву экономических и научных связей между республиками. В те времена не было денег на новое оборудование, нечем было платить зарплату ученым и уж точно было не до экспедиций на край света. Переломный момент наступил лишь в 2005 году. Накануне 50-летия с момента начала советских антарктических исследований Национальная академия наук, белорусские ветераны-полярники и их российские коллеги подняли вопрос о возобновлении исследований в Антарктиде. Ученые направили письмо Президенту, и Александр Лукашенко дал зеленый свет этой инициативе.
Когда Беларусь занялась исследованием Антарктиды
В 2006 году Беларусь присоединилась к Договору об Антарктике. По распоряжению Президента была разработана первая государственная программа по мониторингу полярных районов Земли. И уже через пару месяцев в Антарктику была направлена рекогносцировочная – полярники называют ее нулевой – экспедиция. Белорусским ученым необходимо было определиться с будущим базированием. Российские коллеги предложили им использовать давно уже законсервированную полевую базу “Гора Вечерняя”. В советские годы это был аэродромный лагерь для тяжелых самолетов, доставлявших грузы в Антарктику.
Как белорусские полярники добираются до Антарктиды
Исследования первые годы тоже приходилось выполнять на коленке. Полярники собирали образцы природных материалов, а изучали их уже в Минске. В 2013 году по поручению правительства был разработан план создания Белорусской антарктической станции. И через несколько лет полярники ввели в эксплуатацию первый объект – трехсекционный модуль управления, связи и навигации. Он расположился на побережье моря Космонавтов, территории оазиса Холмы Тала, Земли Эндерби в Восточной Антарктиде.
“Морским путем, как правило, отправляются большие крупногабаритные грузы: продукты питания, научное оборудование, новые объекты полярной инфраструктуры. Они отправляются из Минска в Санкт-Петербург и оттуда на научно-исследовательских судах через Балтийское море, Ла-Манш, огибают Африку, идет дозаправка в Кейптауне и отправляются на Белорусскую антарктическую станцию. Второй путь – первая авангардная группа отправляется авиационным путем из Минска в Кейптаун и оттуда межконтинентальным рейсом на станцию Новолазаревская в Антарктиде. Перелет составляет более шести часов. Затем отправляется на белорусскую станцию внутриконтинентальным рейсом на наш аэродром в районе горы Вечерняя”, – рассказал начальник Республиканского центра полярных исследований Владимир Рыжиков.
Как выглядит белорусская станция в Антарктиде
Сейчас идет вторая очередь строительства Белорусской антарктической станции. Ученым поставляют новые приборные комплексы для работы в разных условиях – под водой, на земле и в воздухе. Ведется строительство стационарной нефтебазы. В ближайшее время у полярников появится кают-компания с пищеблоком.
Еще один участник экспедиции, физик Александр Калевич добавляет: “Мы можем отслеживать перемещение больших скоплений аэрозолей в атмосфере. Также можем определить, где аэрозоли природные, а какие появились из-за влияния человека. Это все дает нам общую картинку: идет, условно, извержение вулкана, поднялась в атмосферу сажа (наш аэрозоль), и это облако движется в какую-то сторону. Как оно влияет на погодные условия, например, где оно находится и где оседает – вот за этим мы следим”.
Как двойные стандарты Запада добрались и до Антарктиды
Президент Беларуси Александр Лукашенко всегда отмечает: наука интернациональна и призвана служить всему человечеству.
“Наука не может замыкаться сегодня в рамках даже самого большого продвинутого государства. Наука интернациональная. Она такой была всегда. И только тогда она имеет перспективу к развитию, если она будет интернациональна”, – заявил глава государства во время посещения Национального детского технопарка в прошлом году.
В 1959 году, в самый разгар холодной войны, был заключен Договор об Антарктике. Его главной целью было обеспечить использование Антарктики в интересах всего человечества и исключительно в мирных целях. В документе говорилось о свободе научных исследований, поощрялось международное сотрудничество. Формально этим постулатам страны привержены и сейчас. Но по факту даже здесь проявляются двойные стандарты коллективного Запада, который словно пытается выкрутить руки своим конкурентам. Происходит это по-разному: от запрета на продажу и обслуживание измерительных приборов и технических средств до проблем с банальным обменом метеоинформацией, которая (на минуточку!) обеспечивает безопасность полетов над континентом. Сворачиваются совместные научные проекты, вбиваются клинья в отработанные за десятилетия логистические вопросы.
Почему Лукашенко и Путин обсуждали сотрудничество в Антарктике
Так что не зря сотрудничество в Антарктике стало одной из тем январской встречи Александра Лукашенко и Владимира Путина в Санкт-Петербурге. Перед переговорами президенты приняли участие в мероприятии по вводу в опытную эксплуатацию нового зимовочного комплекса на российской станции “Восток” в Антарктиде. Строился он с привлечением белорусских промышленных предприятий. Они, например, поставляли трубы, кабельную и электротехническую продукцию, насосное оборудование. Используют на станции и белорусские измерительные приборы. Александр Лукашенко пообещал, что в Беларуси обратят более пристальное внимание на развитие полярного сектора науки.
“Россия является лидером в изучении Антарктики на сегодняшний день. Никто не может с этим сравниться. У нас была великая страна – Советский Союз. Мы вместе работали. Но если кто-то надеялся, что это все погибнет, – оказывается, не погибло, а вышло на более высокий уровень. Это подвиг. Вы совершаете подвиг. Мы вами гордимся. Спасибо вам огромное. Мы, белорусы, будем более активно включаться в данные процессы. Живите дружно. Мы – братья, нам делить нечего. Вклад в науку должен быть как со стороны России, так и Беларуси”, – сказал тогда Александр Лукашенко.
На следующий день во время заседания Высшего государственного совета глава белорусского государства поделился подробностями переговоров с российским коллегой: “Мы действительно очень серьезно поработали эти два дня. Можно прямо сказать: от южного полюса до северного. Обсудили проблемы и Антарктиды – создаются там более комфортные условия для работы россиян, зимовочный комплекс создан. Но самое важное, что там никто ничего не делит. Белорусы работают вместе с россиянами. Наша станция рядом. И всяческая помощь – и научная, и в быту – оказывается белорусским специалистам, которые там размещены”.
Перефразируем белорусского Президента. Александр Лукашенко говорил, что только тогда наука имеет перспективу, когда принадлежит всему миру. Так вот и сотрудничество только тогда имеет шанс на успех, когда действительно “никто – ничего – не делит”. И опыт белорусских полярников – яркое тому подтверждение.