Его именем названа улица в Буйничах. Генерал артиллерии Александр Казаков из деревни Добросневичи

Мы продолжаем цикл публикаций о тех, чей подвиг времен Великой Отечественной запечатлен в названиях улиц населенных пунктов Могилевского района. Герой сегодняшнего материала – Александр Казаков, чье имя носит улица в агрогородке Буйничи.

Любая война – это не только тысячи и миллионы убитых и раненых. Это подчас еще и неведение относительно судьбы тех, кто не вернулся с войны. Даже получив похоронку с точной датой гибели, близкие не всегда впоследствии могли найти место захоронения или узнать обстоятельства гибели родного человека.

Так обстояло дело и с Александром Филимоновичем Казаковым.

Долгое время имя генерала-майора артиллерии, героически погибшего в начале войны, было почти забыто. Но в 2011 году появилась статья о подробностях сражений летом 1941 года под Жлобином, а следом – еще ряд публикаций, проливающих свет на жизнь и гибель уроженца деревни Добросневичи, которого современники называли гением артиллерии. И поэтому сейчас мы можем рассказать о судьбе нашего выдающегося земляка.

Жизнь – как вехи истории

Родился будущий офицер 13 сентября 1897 года в крестьянской семье. В 1911-м окончил одноклассную церковно-приходскую школу. А уже в мае 1916 года 18-летний юноша был призван в царскую армию и направлен в запасной артиллерийский дивизион в Смоленск, где два месяца изучал премудрости артиллерийского дела.

Строки из биографии Александра Казакова – будто вехи истории. В его жизни были сражения Первой мировой войны (в составе 33-го Кавказского гаубичного дивизиона), участие в Гражданской войне – в сентябре 1918 г. добровольно вступил в РККА и зачислен на Курсы красных командиров в г. Могилеве, а затем талантливый молодой человек был переведен на формируемые в Смоленске артиллерийские курсы… С августа 1920 г. стал командиром взвода 3-й батареи 2-го легкого артдивизиона 38-й стрелковой дивизии войск внутренней охраны республики. Отличился и в боях с белополяками в районе Гродно, был назначен помощником командира батареи.

Артиллерийский талант Александра Казакова с каждым днем раскрывался все больше. И уже в 1923 году он, будучи комбатом, получает блестящую характеристику: «Отличный командир батареи, требовательный к подчиненным и вместе с тем ими любим и уважаем… Проявил себя как талантливый стрелок… Пользуется громадным авторитетом и уважением… Быстро и правильно готовит данные, стреляет уверенно и смело… Его батарея во всех отношениях лучшая среди всех бывших на полигоне…»

Жизнь военного не предполагает оседлости. Вот и Александру Казакову довелось служить в разных уголках страны – от Житомира и Туркестана до Саратова. В 1938 году он стал комбригом. В августе 1939-го – назначен начальником артиллерии вновь формируемого 63-го стрелкового корпуса 21-й армии. В феврале 1940-го был награжден Орденом Красной звезды, а 11 июня ему присвоено воинское звание генерал-майора артиллерии.

По воспоминаниям современников, служить под началом Казакова было непросто. Он досконально знал артиллерийское дело. Этого же требовал и от подчиненных. А они были не в обиде – видели, что за суровостью генерала скрываются порядочность и честность.

Взять огонь на себя

Война застала Александра Казакова в пути – 19 июня корпус начал переброску на Западный военный округ. А 3 июля уже принял первый бой.

…О кровопролитных трагических сражениях лета 41-го сказано немало. Но, наверное, не все знают, что на общем фоне героической обороны были и сражения, когда удавалось не только защищаться, но и переходить в наступление. Как это было в районе Жлобина и Рогачева. Эти захваченные города части Красной Армии не просто освободили – фашисты были отброшены на 15-20 км назад, и позиции удерживались около месяца. Более того – наступление частей 63-го корпуса продолжилось, и к концу июля они продвинулись на 30 км. Цель контрудара была достигнута – удалось отвлечь противника от московского направления и провести эвакуацию гомельских предприятий.

Но 10 августа немцы начали наступление, бросив против обескровленного на тот момент корпуса целых семь дивизий. Ожесточенные бои шли круглосуточно. Однако силы были неравными. Обстановка ухудшалась. 15 августа немцы обошли наших с флангов и замкнули кольцо. Оставшиеся в живых красноармейцы пытались вырваться из окружения.

Три генерала

Ставка дала приказ эвакуироваться командующим – за ними был отправлен самолет. Но высшие офицеры, в их числе и Александр Казаков, отказались оставить своих и продолжали руководить прорывом. Он удался, но командование вернулось обратно, чтобы обеспечить выход из окружения частей, находившихся в арьергарде. 17 августа 1941 года – одна из самых трагичных дат Великой Отечественной. В этот день, в течение суток, погибли сразу три советских генерала: командующий 63-м стрелковым корпусом Леонид Петровский, командир 61-й дивизии Николай Прищепа и начальник артиллерии 63-го стрелкового корпуса Александр Казаков.

Наш земляк был ранен, его везли на повозке, пытаясь вырваться из кольца. Но прямым попаданием мины повозка была разбита, а генерал убит.

Случилось это у деревни Скепня Пиревичского сельсовета. Там же Александра Филимоновича похоронили. После войны останки перенесли в братскую могилу в агрогородке Пиревичи (Жлобинский район). Волей судьбы жизнь талантливого военного оборвалась всего в нескольких десятках километров от родной деревни Добросневичи.

…В 1965 году Александр Казаков был посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени.

Дело отца

«Ваш муж генерал-майор артиллерии Казаков Александр Филимонович… в бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, … был смертельно ранен и в этот же день умер от ран».

Такую похоронку-извещение получила жена генерала Мария Петровна, которая на протяжении почти 20 лет была надежной опорой мужа. Стоит ли говорить, что сыновья генерала рвались на передовую, чтобы отомстить за отца.

Старший, Александр, едва ему исполнилось 18, поступил в Саратовское танковое училище, но по его окончании попросился в артиллерию, продолжить отцовское дело. Он стал командиром огневого взвода. Боевое крещение получил на 3-м Белорусском фронте, отчаянно боролся за освобождение Беларуси. Но всего через месяц после успешных сражений под Минском жизнь 20-летнего лейтенанта Казакова оборвалась. Он погиб 4 августа 1944 года в бою у литовского города Вилкавшкис.

Младший сын генерала, Борис, на передовую не попал. Задачей выпускника 1-го Ленинградского артиллерийского училища стало научить артиллерийскому делу солдат, отправляющихся на фронт. После Победы Борис Казаков продолжил службу в артиллерии. В начале 60-х перешел во внутренние войска, а затем на преподавательскую деятельность в Саратовский институт внутренних войск МВД, где получил звание полковника милиции. И тем самым тоже продолжил дело отца, который в начале 20-х, борясь с преступностью, служил в войсках внутренней охраны республики.

P.S. На братской могиле в агрогородке Пиревичи Жлобинского района установлена памятная доска в честь артиллеристов 63-го стрелкового корпуса и их командира – генерала Александра Казакова. На здании Буйничской средней школы – мемориальная доска в честь уроженца деревни Добросневичи. Его имя носит одна из улиц агрогородка. Как и улица в Жлобине, который он самоотверженно защищал в далеком августе 1941-го.

Татьяна АРХИПОВА.
Фото из открытых интернет-источников и предоставленные ГУО «Буйничская средняя школа».

Добавить комментарий


YouTube
Instagram
Telegram
VK
VK
OK
Tiktok