Намоленное место. Почему люди приезжают в Успенскую церковь в деревне Голени-1?

18 апреля во всем мире отмечается Международный день памятников и исторических мест. В этот день Могилевская районная газета рассказывает об Успенской церкви, расположенной в деревне Голени-1, – памятнике архитектуры, включенном в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

Спрятавшись в лесной чаще…

Этот храм увидишь не сразу. На него нельзя взглянуть мельком, проходя мимо и спеша по своим житейским делам. Он открывается лишь тем, кто идет к нему осознанно, проехав или пройдя пешком через лесную чащу. Но зато с тем, кто решится отправиться в поездку, кто преодолеет несколько километров дороги, когда кажется, что дальше может быть только густой лес, храм поделится всеми своими секретами-изюминками. А их немало. Человек, глубоко верующий, сможет постоять у мироточащих икон; архитектор оценит эклектизм, чудным образом совмещающий черты традиционного зодчества, классицизма и псевдорусского стиля; историк рассмотрит стародавние реликвии; а усталый путник просто насладится дыханием истории и ощущением первозданности.

Почти 400 лет назад…

Первое упоминание о церкви в Голенях относится к 1635 году, – рассказывает настоятель храма отец Игорь. – То есть, через 11 лет мы сможем отметить четырехвековой юбилей. Только тогда, в 17-19 столетиях, здесь (вернее, чуть поодаль, на месте, где сейчас располагаются сады) стояла деревянная церковь, которую посещали прихожане из всех окрестных поселений. Думаю, что храм был очень посещаемым, однако время брало свое. Здание постепенно приходило в негодность (есть упоминание от 1835 года, где церковь указана как ветхая), поэтому в 1903 году оно было снесено.

Но на этом история храма не была закончена. Наоборот – его ждал новый этап.

Век двадцатый. Переменчивый

Сразу после снесения старого здания началось строительство новой каменной церкви. И выбрано для нее было красивейшее место – на живописном берегу реки.

Под строительство из царской казны было выделено 25 тысяч рублей, – продолжает рассказ отец Игорь. – Огромные по тем временам деньги. И для этого были все основания. Деревня Голени в начале 20 века являлась центром Голеневской волости в составе Чаусского уезда Могилевской губернии. Здесь было 97 дворов, магазин, народное училище. Недалеко располагался небольшой завод, где производился кирпич…

20-30-е годы прошлого века были непростыми для многих храмов. Не стала исключением и церковь в Голенях. В ней не было клуба, магазина, зернохранилища или чего-то еще, но в 1937 году она была закрыта. А открыта вновь в страшное время – в августе 1941 года. И все годы оккупации церковь была не просто местом, где проходили службы, а настоящим пристанищем и спасением для многих сельчан.

Как рассказывали местные жители, во время оккупации здесь очень часто пряталась молодежь, которую немцы хотели угнать на работы в Германию. Юноши и девушки, по сути, почти дети, скрывались за широкими балками: немцы не решались туда подняться, боялись, что балки обвалятся, и не знали, что там наши ребята прячутся.

Что касается священнослужителей, то их сменилось немало. Судьбы у них были разные… Один из самых сложных периодов (с 1941-го по 1961-й) выпал на долю иерея Петра (Петр Васильевич Сойченко), который сумел сохранить церковь во время войны и сделал все возможное, чтобы сберечь храм и в нелегкие годы послевоенного восстановления.

Церковь не раз пытались обворовать. Что-то уносили. Но многое удалось сохранить. Есть облачение начала 20 века, небольшие крестики, синодики примерно того же периода. Сохранилась особая реликвия – паникадило (центральная люстра с множеством свечей), которому более ста лет. А еще хочется отметить, что многое после войны приносили прихожане – кто-то икону, от бабушки оставшуюся, а кто-то своими руками изготовленные резные подсвечники, вышитые венцы, покровцы.

А что же сегодня?

Кардинальных перемен церковь не претерпела. Хотя ремонт делается, чтобы состояние здания было достойным. А еще благодаря пожертвованиям сравнительно недавно здесь появились колокола (долгое время вместо них использовались… старые баллоны). Но все работы проводятся аккуратно – чтобы сохранить дух прошлого. И это удается. Возможно, это трепетное отношение чувствуют и иконы, находящиеся в храме. По словам отца Игоря, здесь не раз наблюдалось обновление – когда потемневшие иконы вдруг просвещаются и проявляется образ.

К реликвиям из этой церкви у священнослужителей особое отношение. Поэтому с благодарностью были приняты покровцы и венцы, пожертвованные в Дом Конисского, и часть старинного облачения, которое теперь находится в одном из музеев Бобруйского района. Вообще, мы сейчас ведем большую изыскательную работу по восстановлению детальной истории церкви. Это надо и нам, и нашим потомкам. Тем более что сюда люди идут. Есть постоянные прихожане из числа местных жителей. Есть те, кто приезжает сюда специально. Венчания часто проводим. Ведь красиво здесь – водоем с лебедями, птицы поют, природа нетронутая почти. Старый храм, старые иконы – намоленное место. Я и сам здесь венчался в 1986 году.

Церкви-сестры, или В ожидании крестного хода

Многие прихожане часто сравнивают Успенскую церковь в Голенях с Церковью Успения Божией Матери в агрогородке Сухари (о ней мы рассказывали в апреле 2023 года). Похожи они и внешне, и судьбами. А еще очень часто священники, служившие в Сухарях, служили и в церкви в Голенях. Так было и с батюшкой отца Игоря – протоиереем Николаем, за плечами которого строительство и восстановление многих храмов в Беларуси, так происходит и в жизни отца Игоря.

Эти две церкви как сестры. И похожи, и непохожи одновременно. В Сухарях храм расположен у оживленной трассы, виден издали, там есть дом паломника. А здесь, в Голенях, церковь будто спряталась. Зато того, кто найдет ее, ждет единение с природой, тишина, покой. Обе церкви чудесны, обе заслуживают внимания и почитания, обе дороги. Появилась идея провести крестный ход от храма в Голенях до храма в Сухарях. Мне всегда хотелось соединить эти две Успенские церкви. И, надеюсь, 27 августа, накануне Успения, это получится, и крестный ход состоится.

Татьяна АРХИПОВА.
Фото Юлии МАРКОВИЧ.