Александр Лукашенко отправил на доработку проект указа о контрольно-надзорной деятельности, но часть новаций уже озвучена
Таким образом, стоит общая цель – помочь предприятиям не допускать впредь выявляемых нарушений и повысить эффективность их деятельности. Президент подчеркнул, что доработанный проект указа в итоге должен быть выгоден для предприятий, общества и прежде всего экономики.
Николай Снопков на совещании доложил, что в проекте указа прописаны два ключевых направления. Первое – минимальное вмешательство со стороны государства в деятельность субъектов хозяйствования. Исключается излишний контроль за счет сокращения проверочных мероприятий и, самое главное, дублирующих функций проверяющих.
Указом также планируется ввести обязанность проверяющих регистрировать в книге учета мониторинги и мероприятия технического характера. Это, по мнению разработчиков документа, существенно упорядочит практику их проведения. В рамках корректировки Кодекса об административных правонарушениях в него будут включены положения об установлении ответственности проверяющих за невыполнение этой обязанности.
По словам Николая Снопкова, перечень мероприятий технического (технологического, проверочного) характера и порядок их проведения заложен в проект указа. Ранее он определялся Советом Министров. “Данные мероприятия не связаны с проверкой хозяйственной деятельности. Основной целью этих мероприятий является предупреждение возникновения аварий и иных чрезвычайных ситуаций, массовых заболеваний путем проведения постоянного превентивного контроля и надзора”, – пояснил первый вице-премьер.
“Указанный перечень оптимизирован путем исключения дублирующих функций. Сокращается около 20 мероприятий. А также установлено ограничение по проведению этих мероприятий. Около половины из них будет проводиться в два раза реже, чем существующие сроки”, – рассказал Николай Снопков. Он уверен, что такие меры позволят существенно сократить количество контрольных мероприятий, что даст возможность субъектам хозяйствования сосредоточиться на основных производственных процессах.
Предусматривается запрет на привлечение к ответственности руководителя и работников организации в течение года за нарушения, допущенные до их назначения на должность.
Расширяется перечень грубых нарушений, совершение которых должностным лицом контролирующего органа может повлечь привлечение к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности. Соответствующую жалобу проверяемый субъект может подать в вышестоящий контролирующий орган или Комитет государственного контроля. К таким нарушениям, например, предлагается отнести проведение мониторинга в местах, не являющихся общедоступными, без получения письменного согласия субъекта; требование о предоставлении в ходе мониторинга документов и информации, которая не предусматривается мониторингом; требование в ходе проведения мероприятия технического характера сведений и документов, не относящихся к объекту проверки или к объекту, в отношении которого проводится это мероприятие.
Второе направление проекта указа – усиление контроля для защиты государственных и общественных интересов, жизни и здоровья граждан. В этих целях проектом указа устанавливается возможность проведения оперативных проверок по вопросам соблюдения законодательства о ценообразовании, а также требований пожарной безопасности в местах пребывания более чем 300 человек. Расширяется перечень оснований для направления материалов проверки правоохранительным органам. Например, в случае неуплаты налогов на сумму более 2 тыс. базовых величин (на данный момент это Br80 тыс.).
Закрепляются полномочия органов Госфармнадзора за осуществлением государственного надзора за обращением не только лекарственных средств, но и медицинских изделий.
Расширяется перечень оснований, когда могут быть назначены внеплановые проверки субъектов в течение двух лет со дня их регистрации. Например, к таким основаниям относятся наличие информации о нарушениях законодательства (в этом случае проверка может быть назначена председателем КГК), поручения судов по находящимся в их производстве делам, продолжение совершения выявленного в ходе мониторинга нарушения.