Инновационный проект реализовали в детском саду агрогородка Вейно. Детей учат духовности
Воспитать из ребенка человека доброго, отзывчивого, с верно расставленными ценностными ориентирами – в современных реалиях вопрос актуален. Взялись за него комплексно педагоги детского сада агрогородка Вейно.
На протяжении пяти лет здесь проходила реализация инновационного проекта, цель которого – духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на традиции и ценности белорусского народа, формирование представления о православных традициях родного края. Множество обучающих семинаров, пройденных педагогами, обновление и пополнение методического материала, внедрение новых форм работы и, самое главное, повышение интереса у детей к изучаемым вопросам – результат реализации проекта.
Итоги инновационной деятельности были подведены в ходе областного мероприятия с участием представителей областного института развития образования, дошкольных учреждений региона, духовенства и местного сельисполкома. Вейнянскими педагогами озвучен опыт работы, проведены мастер-класс и квест-игра, а также показано театрализованное представление «Календарь обрядов» с участием малышей.
Об основных результатах проекта беседуем с заместителем заведующего по основной деятельности детского сада агрогородка Вейно Аллой АВТУХОВИЧ.
– Алла Николаевна, какая работа проведена в рамках проекта?
– Реализацию проекта под названием «Внедрение модели формирования культуры межличностного общения детей дошкольного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа в условиях государственного двуязычия» осуществляли по нескольким направлениям: это работа с педагогами, родителями и, конечно же, детьми. Усилия были направлены на гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание, приобщение воспитанников к национальным традициям и культуре белорусского народа.
Что сделано? Прежде всего, разработано программно-методическое обеспечение образовательного процесса. На протяжении всего проекта педагоги-новаторы работали над повышением инновационной грамотности, принимали участие в многочисленных семинарах-практикумах разного уровня. Можно сказать, что методическая работа обеспечила непрерывное профессиональное развитие наших кадров. Как итог: нами проведены педсоветы, семинары, открытые просмотры занятий. Также пополнены материалом информационные стенды, библиотечный фонд по вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания. В рамках проекта достаточно ярко организованы и проведены совместно с музыкальным руководителем фольклорные и православные праздники: «Пакрава», «Сказка в Рождество», «Калядкі», «Саракi» и многие другие.
– Проект предполагает формирование у детей представлений о православных традициях. Как это происходило? Родители положительно отнеслись к данному направлению?
– Наш проект предполагает тесное сотрудничество с храмом Покрова Пресвятой Богородицы агрогородка Вейно. Естественно, мы занимаемся светским образованием, инновационный проект не предполагает изучение религии, он скорее про привитие духовных, семейных ценностей, воспитание в детях только лишь положительных черт: доброты, заботы, отзывчивости. Отец Николай – наш постоянный гость. Каждый праздник не проходит без его присутствия, будь то Пасха, Рождество, выпускной. Всегда приходит к нам с подарками, общается с детками. Мы также ходим в храм поздравлять отца Николая, что стало уже традицией. Родители это приветствуют, никого с позицией «против» нет. Настороженность, возможно, была лишь в самом начале реализации проекта. И, что самое интересное, многие наши дети начали ходить в воскресную школу, действующую при храме.
– Какие мероприятия были проведены в рамках проекта (помимо фольклорных и православных праздников)?
– Стоит выделить благотворительные мероприятия. Принимали участие в информационно-благотворительном проекте «Эстафета добра» под руководством Алексея Талая, ежегодной благотворительной ярмарке, организованной Свято-Покровским храмом агрогородка Вейно для детей-инвалидов Могилевского района. Устанавливали у себя специальный контейнер, рассказывали воспитанникам об акции, о том, что собранные подарки будут переданы тем, кто в этом нуждается. Являлись участниками благотворительных акций «КЛАССная игра», «Чтение на здоровье!» по сбору книг, игр для пациентов детской областной больницы.
Каждый четверг образовательный процесс в нашем учреждении проходит на белорусском языке. Воспитанники знакомятся с историей и культурой белорусского народа, фольклорными произведениями, активно обогащают словарный запас. Важно то, что изучение белорусского языка организовано на основе культурологического подхода, что предполагает знакомство с традициями белорусского народа.
Для педагогических работников был подготовлен мастер-класс «Изготовление обрядовой куклы», разработаны и созданы тематические альбомы, дидактические игры. Достаточно интересно прошел проект «Моя улица»: дети вместе с родителями делали фото улиц нашего агрогородка и рассказывали о них. Все работы мы собрали и создали фотоальбом, который так и назвали «Улицы нашего агрогородка». Создали макет агрогородка Вейно, летопись детского сада, оформили стену памяти, выставку «Музей в чемодане».
– Вы упомянули, что проект направлен и на работу с родителями.
– Да, с целью активного участия законных представителей в образовательном процессе были проведены консультативные встречи «Семейные традиции и воспитание детей», организованы выставки «Семейные традиции», «Семейное дерево». Также у нас работает родительский клуб, в рамках которого ежемесячно обсуждаем актуальные темы воспитания детей.
– Каков главный итог проекта?
– Проект завершен, однако работу в данном направлении мы будем продолжать и дальше. Накоплен большой материал, приобретен инновационный опыт. Данный проект позволил повысить уровень сформированности представлений детей о культурных ценностях белорусского народа, о нашей стране в целом. У дошкольников повысились интерес и познавательная активность к теме проекта. Качественно изменилась и работа с родителями.
Александра ОРЛОВА.