Предупреждение коррупции и борьба с этим негативным явлением является приоритетным направлением в работе государственных органов. Основным законом, устанавливающим правовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, является Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 15 июля 2015 года № 305-З.
Законом Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией» от 04 января 2023 года внесены некоторые изменения и дополнения Закон «О борьбе с коррупцией».
Принятые изменения в большей части не связаны с корректировкой концептуальных положений законодательства о борьбе с коррупцией, а направлены на совершенствование профилактических антикоррупционных мероприятий и уже имеющихся механизмов, оптимизацию взаимодействия различных субъектов в антикоррупционной сфере.
Например, в Закон «О борьбе с коррупцией» введены определения терминов «организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности», что имеет значение при характеристике субъекта коррупционного правонарушения и привлечении лица к ответственности.
В практической деятельности правоприменительных органов ранее возникало немало трудностей при реализации законодательного ограничения на получение имущества (подарков), что было обусловлено отсутствием в законодательстве определений понятий «сувенир», «протокольное и иное официальное мероприятие». В итоге понятие «сувенир» исключено из Закона «О борьбе с коррупцией» и дано определение понятиям «протокольные и иные официальные мероприятия», «подарок, полученный при проведении протокольного и иного официального мероприятия», при этом установлена предельно допустимая стоимость такого подарка в размере, не превышающем 20 базовых величин.
Таким образом, для государственных должностных и приравненных к ним лиц в настоящее время установлено конкретное ограничение по подаркам, такие лица не вправе принимать в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей имущество или получать другую выгоду в виде работы, услуги для себя или третьих лиц, за исключением случаев принятия подарков, полученных при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, стоимость каждого из которых не превышает двадцатикратного размера базовой величины на дату получения такого подарка, цветов.
Также государственное должностное и приравненное к нему лицо вправе получать имущество в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей, однако обязано при этом уведомить в установленном законодательством порядке государственный орган, иную организацию, в котором (которой) оно проходит службу (работает), о получении такого имущества и безвозмездно сдать его.
Однако в тех случаях, когда под видом подарка передается взятка за использование должностным лицом своих служебных полномочий в интересах лица, вручившего подарок, то содеянное будет квалифицироваться как взяточничество независимо от стоимости предмета взятки.
Помощник прокурора Могилевского района Н.М. Морозов.