Небольшая деревушка в Могилевском районе соединила судьбы председателя колхоза и молодого летчика из Рязанской области России.
Листая подшивки прошлых лет, мы натолкнулись на заметку от 9 мая 1980 года, в которой юные следопыты, школьницы Наташа Козлова и Алла Гордеева, рассказывали о двух героях, чьими именами совсем недавно (на тот момент) были названы улицы в деревне Щежерь.
И это стало отправной точкой для того, чтобы вновь вернуться к судьбе Михаила Королева и Ивана Макеева. Тем более, что за прошедшие 44 года появились новые факты, проливающие свет на истории их жизни и смерти.
Михаил Королев. О выполненном долге. И о любви
Михаил Королев стал первым председателем колхоза «Победа», который был организован еще до войны. Смеем предположить, что было Михаилу Наумовичу непросто. Коллективизация, ликвидация безграмотности, выполнение поставленных страной задач в не самых простых условиях – реальность 20-30-х годов прошлого столетия. Судя по всему, председатель с вызовом времени справлялся. Колхоз был успешен, а люди Михаила Наумовича уважали: по воспоминаниям очевидцев, был он статным и видным мужчиной, требовательным и справедливым руководителем, хорошим семьянином – вместе с женой Анной растили сына Василия и маленькую дочь Сонечку.
…44 года было Михаилу Королеву, когда началась война. Несмотря на героизм советских воинов, отчаянно защищавших каждую пядь земли, было понятно, что белорусские города и деревни будут захвачены врагом. Председатель колхоза «Победа» получил приказ оставаться на оккупированной территории, чтобы стать одним из организаторов подпольной работы. Он остался.
Михаил Наумович с его характером, организаторскими способностями и готовностью брать на себя ответственность наверняка бы стал активным участником подполья или партизанского движения… Не успел: уже налаживая связи с другими народными мстителями, он до последнего оставался в родной деревне, чтобы выполнить свой долг: помочь жителям Щежеря убрать урожай, сберечь их от голода.
О том, что случилось в последний день жизни Михаила Королева и его жены, нам рассказал его внук Виктор Васильевич Королев (на фото):
– Уже заканчивалась уборка полей, дедушка (в семье его называли «дед Михалка») вот-вот должен был уйти в партизаны. Напоследок решил подлатать крышу родного дома. И тут нагрянули немцы. Вначале на поле – с вопросом: «Где председатель?!» Кто-то его выдал… В общем, затащили дедушку в дом, начали допрос, при этом сами устроили застолье… Об этом соседи рассказывали. Я у них спрашивал: «Откуда вы знаете?» А они говорили: «Так немцы же нас собрали и показательно все устроили…»
Накуражившись, фашисты вывели Михаила Наумовича из дома. Но наперерез им бросилась жена председателя колхоза Анна. Могла ли она его спасти? Нет. Но кого может остановить обреченность, если речь идет о жизни любимого человека… Так их вдвоем и расстреляли. А маленькую Соню спрятали соседи.
… С течением времени уходят прямые свидетели, воспоминания потомков переплетаются. В публикации 1980 года говорится, что супругов Королевых расстреляли в 1942 году, на памятнике у их могилы указано «летом 1941 года», один из немецких документов, опубликованных в книге «Без срока давности. Беларусь. Могилевская область», гласит: «2 октября 1941 г. 7-я рота, без 2 караульных взводов, проводит … повторную вылазку в дер. Заровье и Щежерь. Расстреляны коммунистический функционер Королев и его жена за саботаж, усадьба сожжена». Но какова бы ни была точная дата трагедии, важно, что имена Михаила и Анны Королевых не забыты. В том числе и потомками: сын Василий Михайлович мстил за родителей, прошел всю войну, был награжден медалью «За отвагу»; дочь Софья Михайловна переехала жить в Волгоградскую область, но часто приезжала в Беларусь – навестить могилу родителей и поблагодарить соседей, которые во время войны спасли ее. А внук Виктор Васильевич, выйдя на пенсию, вернулся из Могилева на свою малую родину в Щежерь, где каждый раз, проходя по улице имени своего дедушки, думает о тех, кого уж нет.
Иван Макеев. Последнее задание юного летчика
Улица имени Михаила Королева в какой-то момент делает поворот и, продолжаясь в новом направлении, пересекается с улицей имени Ивана Макеева – 21-летнего летчика, чья жизнь оборвалась в 1944 году в небе над Щежерем.
…Боевой путь уроженца села Кистинево Рязанской области Ивана Васильевича Макеева начался 20 сентября 1942 года. С первых же боевых вылетов его отличали бесстрашие, умение принимать быстрые и правильные решения. А затем юноша освоил новую машину Ла-5, на которой совершил немало подвигов. И уже 10 сентября 1943 года вышел приказ о награждении младшего лейтенанта Макеева орденом Красной звезды, где подчеркивались высокая техника пилотирования, умение выполнять сложные задания, смелость и бесстрашие.
Дальше были ранения, статус пропавшего без вести, возвращение в строй, награждение орденом Красного Знамени и новые подвиги. Например, 6 января 1944 года шесть советских крылатых машин вступили в бой с 20 немецкими бомбардировщиками и истребителями, врезались в их боевой порядок и вынудили немцев сбросить бомбы на свои позиции. На одном из этих самолетов был Иван Макеев.
…14 июня, исполнится 80 лет со дня выполнения Иваном Макеевым своего последнего задания и столько же – со дня его гибели. Тогда, летом 44-го, при освобождении Беларуси летчики совершали по несколько вылетов в день. 14 июня командир звена Иван Макеев вместе с другими летчиками получил задание атаковать вражеские эшелоны, в том числе технику, обнаруженную на станции Реста. Задание было выполнено. Но на выходе из атаки истребитель Ивана был сбит. Свидетелями последнего боя старшего лейтенанта Макеева стали жители деревни Щежерь. И для многих это стало событием, к которому память их возвращала раз за разом.
В тот день местные ребята вместе с отцом одного из них – Алексеем Тхоревым видели, как краснозвездный самолет попал под огонь. Видели, как упала машина, как ударной волной выбросило пилота. Они успели достать документы, прочесть его имя до того, как их (документы) забрали немцы.
…Жители Щежеря похоронили Ивана неподалеку от переезда и никогда не забывали могилу юного летчика. Как и его самого – в 1946 году Алексей Тхорев даже написал письмо в газету «Красная Звезда», где рассказал об обстоятельствах гибели пилота. В 50-е годы останки были перезахоронены в д. Щежерь. А в 2010-м там был установлен новый памятник, возле которого в любую пору года, в любую погоду всегда порядок – такова дань памяти жителей Щежеря и окрестных деревень 21-летнему парню, погибшему за освобождение Беларуси.
Татьяна АРХИПОВА.
Фото Юлии МАРКОВИЧ и предоставленные местными жителями.