Могут ли автолавки в деревнях стать успешным бизнес-проектом? Вот что говорят в Белкоопсоюзе

Председатель правления Белкоопсоюза Инесса Короткевич в YouTube-проекте БЕЛТА “По факту: решения Первого” рассказала, могут ли автолавки в деревнях стать успешным бизнес-проектом.

Инесса Короткевич обратила внимание, что Белкоопсоюз – это масштабная многоотраслевая структура. Торговое обслуживание осуществляется в 4528 стационарных магазинах, 3218 из которых находятся исключительно в сельской местности. “513 наших автомагазинов обслуживают почти 14 тысяч населенных пунктов, более чем в 5 тысячах из которых живет до 10 человек”, – отметила председатель правления.

“Обслуживание сельчан – это очень большая ответственность”

Она констатировала, что торговля в сельской местности – это очень затратный механизм, поскольку стоит задача не просто довести товар до каждого стационарного объекта, но и обеспечить всем необходимым жителей тех деревень, где магазины в принципе отсутствуют. “Мы должны туда приехать вне зависимости от того, сколько там живет человек”, – подчеркнула Инесса Короткевич.

“Если бы это был бизнес-проект, конечная цель любого бизнес-проекта – получение финансового результата. Мы понимаем, что обслуживание сельского жителя – это очень большая ответственность и очень затратная функция. Но мы гордимся тем, что причастны к этой работе. Где-то это даже планово убыточная деятельность, потому что те прямые затраты, которые мы несем в части доставки товара, работы автомагазинов, не покрываются доходами от выручки в этих магазинах”, – рассказала руководитель Белкоопсоюза.

Только за прошлый год транспорт Белкоопсоюза, доставляя товары в различные уголки страны, проехал 14 млн км – это 36 раз от Земли до Луны. В некоторых деревеньках проживает всего по паре жителей.

“Наша система сегодня – это не только торговое обслуживание. Мы развиваем заготовительную, промышленную, экспортную деятельность. Мы мобилизовали все возможные ресурсы (и человеческие, и производственные), потому что у нас всегда должен быть источник компенсации доставки товаров в сельские магазины и работы автомагазинов, ведь эта функция у нас всегда была, есть и будет. Самое главное в нашем государстве – это человек, и каждый человек заслуживает достойного внимания и необходимых условий для нормального качества жизни”, – подытожила Инесса Короткевич.

А как обстоят дела на местах?

Чтобы узнать, как обстоят дела на местах и что думают о работе автолавок сельские жители, мы решили побывать в одном из самых удаленных от столицы регионов – в Костюковичском районе Могилевской области. Это, считайте, уже практически приграничье.

Пять автолавок Костюковичского райпо обслуживают более 100 населенных пунктов в двух районах. За полгода в автолавках реализовано 545 тыс. товаров, а за аналогичный период прошлого года – 515 тыс. Эта работа не убыточная, но и о высокой рентабельности говорить не приходится, признался председатель правления Костюковичского райпо Игорь Сорока.

“Это все-таки вопрос социального характера. Мы должны нашему населению оказывать широкий спектр услуг. Сейчас в связи с тем, что население стареет, не каждый житель (особенно те, кому более 80 лет) имеет возможность дойти до магазина. А автолавка останавливается не в одном месте. Есть населенные пункты, где и пять, и шесть остановок. Можно подъехать практически к каждому дому”, – заметил руководитель местного райпо.

Кроме того, сельчане у продавца автолавки или по телефону накануне ее приезда могут заказать дополнительную продукцию – от продовольствия до строительных товаров, а еще ознакомиться с закупочными ценами на излишки плодоовощной продукции и вторичное сырье, а затем передать их райпо.

“Мы живем, пока есть Лукашенко”

В деревне Горбачевка, что в Костюковичском районе, на постоянной основе проживает всего два человека.

Валентина Савельевна купила здесь дом еще в 1997 году. “Людей было много, жили во всех домах и скот держали. Хорошая деревенька была, люди хорошие. А магазин был раньше на дому, как рассказывали. А при мне его уже и не было. И автолавки не было”, – вспоминает она.

Сейчас ей частенько помогают дети. Валентина Савельевна и сама порой выбирается в город, благо силы еще есть. Но без автолавки, по ее мнению, жизнь была бы тяжелее. “Ассортиментом довольны, все есть”, – говорит жительница Горбачевки.

Напротив – дом Надежды Владимировны. Сама она родом из Украины, но уже давно живет в Беларуси. К своей деревеньке привыкла и любит ее.

“Я не хочу никуда в город. Я тут одна, все смеются, зайцем зовут: “Зайчик, как ты там в деревне?” 83 год… Привезут пенсию во двор, магазин приедет. Дороги чистят. Дай бог только мира, потому что это очень болезненный вопрос. Старики говорят: “Мы живем, пока есть Лукашенко, а тогда уже как бог даст”, – отмечает сельчанка.

Ассортиментом автолавки она тоже довольна. До стационарного магазина в ближайшую деревню Надежда Владимировна уже боится идти: силы все-таки не те. Если бы автолавка не заезжала во двор, то пришлось бы за покупками отправлять соцработника. Конечно, это лишние неудобства.

“Лишь бы дал бог здоровья. Брать есть за что”, – добавляет она.
 
Конечно, не все населенные пункты могут похвастаться безупречными подъездными дорогами. Где-то их нужно подлатать, а где-то и вовсе заасфальтировать с нуля. Зимой не до всех дворов доезжает снегоуборочная техника. Проблемы решаются, может быть, не так быстро, как хотелось бы, но магазины на колесах все равно стараются добраться до каждого сельчанина. Наверное, в том числе и поэтому продавцы автолавок давно уже стали родными для жителей деревень.
 
“Вот раньше деревня была: приедешь в деревню любую – люди скупят товар, возьмут, что им нужно, садятся и вспоминают какие-то свои истории, могут и песни запеть. Возле автолавочек и столики раньше были. Красота была в деревне. Но сейчас деревни уходят, люди потихоньку умирают. Я приезжаю в любую деревню: меня люди там ждут, ждут, как свои родственники”, – отмечает продавец Костюковичского райпо Людмила Крисанова.

Кстати, свою автолавку она однажды продемонстрировала и Президенту. “Конечно, было стремно: все-таки наш Президент. Однако стремность эта и прошла, было все хорошо, все замечательно. Мы встретились, поговорили. Когда я приезжала в свои деревни, все люди говорили: “Вот это да!” Месяц говорили про это. Рады были, что нашу автолавку посетил Президент. Он назвал меня Люда. Свой человек! Во всех деревнях говорят: “Только наш Лукашенко, только наш Президент. Никто нам, кроме нашего Президента, не нужен. Никто!” – подчеркнула продавец автолавки.

Добавить комментарий


YouTube
Instagram
Telegram
VK
VK
OK
Tiktok