Летом 1994 года в Беларуси впервые выбирали Президента. До этого самые главные решения в стране принимал парламент – Верховный Совет. Однако делал он это долго и мучительно. Депутаты бесконечно дебатировали, ведя подковерную борьбу друг с другом. Страна тем временем катилась в пропасть, люди нищали. Нужны были срочные меры, чтобы не допустить худшего сценария. И Беларусь меняет форму правления – в 1994-м принимается Конституция, впервые в истории страны вводится должность Президента (немногим позже, в 1996-м, в результате всенародной поддержки на референдуме вносятся поправки в Конституцию и страна становится президентской республикой).
Принятие Конституции, назначение даты выборов главы государства, борьба за голоса избирателей – и 10 июля 1994 года победу на выборах Президента одержал Александр Лукашенко. С этого момента ведется отсчет истории института президентства в Беларуси, и нынешний год юбилейный.
Как отразилось на ситуации в стране судьбоносное решение 1994 года? Насколько эффективно функционирует система управления государством на современном этапе? Способна ли она противостоять вызовам и угрозам, выдерживать тектонические геополитические сдвиги, происходящие в мире? К 30-летию института президентства в Беларуси в материале БЕЛТА подборка мнений экспертов, ученых, государственных, общественных деятелей, а также высказывания Александра Лукашенко о его отношении к своему статусу и о том, что самое сложное в деятельности на посту главы государства.
Институт президентства как спасательный круг для страны и народа
“Годы с 1991-го по 1994-й были временем осмысления нашим обществом будущего Беларуси, в том числе ее политического устройства. В сложившейся ситуации стал особенно очевиден запрос на сильную, действенную власть, способную быстро принимать решения. В 1994-1996 годах происходит становление института президентства. Это один из ключевых моментов в летописи нашей государственности, в истории уже суверенной и независимой страны. Несомненно, сильный институт президентской власти в Беларуси – гарантия стабильности и поступательного развития государства и общества”, – убежден директор Института истории НАН кандидат исторических наук, доцент Вадим Лакиза.
“Возникновение института президентства в нашей стране – закономерное и исторически обоснованное явление. Ментально белорусам, как и большинству населения постсоветского пространства, близка идея сильной персонифицированной власти, которая способна взять на себя ответственность. Конечно, дискутируя, быть Беларуси парламентской или президентской республикой, рассматривали европейский и мировой опыт. Но главное – остро стоял вопрос о деятельности власти. Верховный Совет неделями обсуждал один законопроект. В обществе тем временем накапливалось раздражение от несогласованности властей, разгула преступности. Люди видели нарастающий хаос и ухудшение жизни, поэтому, конечно, поддерживали введение института президентства, они воспринимали его как спасательный круг для себя”, – считает старший научный сотрудник Центра политологии НАН кандидат политических наук Александр Маркевич.
Эксперт обратил внимание, что избранный в 1994 году при полной народной поддержке Президент Александр Лукашенко ввел в стране, по сути, антикризисное управление, немедленно занялся восстановлением народного хозяйства, прежде всего базовых отраслей: промышленности, сельского хозяйства, строительства. “Изрядно накопилось к тому времени и социальных проблем, они обострились до предела. Но главным для молодого Президента была справедливость, которую он обещал своим избирателям, и этот принцип остается сутью его политики до сегодняшнего дня”, – подчеркнул Александр Маркевич.
“Если страна находится в таком непонятном состоянии (как в период острой политической борьбы и социально-экономических неурядиц 1990-х годов. – Прим. БЕЛТА), ее может вывести только четкая, определенная, конкретная власть, которая имеет полномочия для того, чтобы принимать решение и тут же обеспечить его выполнение. Была не только стабилизирована обстановка. Были намечены пути, куда двигаться”, – рассказал Анатолий Глаз, работавший в 1995-1998 годах председателем Бобруйского райисполкома, а в последующем являвшийся зампредседателя Могилевского облисполкома, депутатом парламента.
“Всегда действовать в интересах народа”. Роль личности первого Президента
“Определяющее значение в развитии белорусской модели имеет личность первого Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко. Его стратегические установки по объяснению идеологического базиса государственного строительства и общественного развития имеют определяющее значение в динамичном, поступательном развитии страны. Благодаря нашему Президенту в Беларуси удалось сохранить национальную модель демократии, обеспечить независимость, сохранить и переоснастить все сферы производства. Мы не допустим резкой социальной поляризации страны, ее “модернизации” по западным лекалам. В центре политики не интересы капитала, а человека труда, все, что позволяет нам противостоять всякого рода цветным революциям и другим грязным политтехнологиям”, – заявил заместитель главы Администрации Президента Беларуси Владимир Перцов.
Он подчеркнул, что глава государства из числа тех редких политиков, кто живет судьбой своего народа, своей страны. Поэтому абсолютно закономерно, что Александр Лукашенко в 2024 году был избран председателем Всебелорусского народного собрания, высшего органа народовластия. “В ближайшее время нас ждут значимые политические события. Впереди президентские выборы. Только сильная президентская власть позволяет претворять в жизнь запрос на эволюционный путь развития и сильное белорусское национальное государство. Мудрость и воля белорусского Президента позволят решить стоящие перед нами задачи”, – уверен Владимир Перцов.
“Люди проголосовали за харизматичного человека, который боролся за дисциплину и порядок, за право белорусов быть хозяевами на своей земле. Взять на себя абсолютно осознанно колоссальную ответственность за судьбу целой страны в мире мало кто способен. Это говорит прежде всего о масштабе и уникальности личности, о мудрости и прозорливости политика, который всегда со своим народом, у которого он ищет и находит поддержку и исключительно в его интересах действует”, – подчеркнула председатель Белорусского союза женщин, директор национального представительства МТРК “Мир” Ольга Шпилевская.
“Институт президентства напрямую связан с личностью нашего Президента. Его деятельность на протяжении 30 лет является олицетворением зарождения, развития не только самой президентской власти, но и основных этапов строительства национальной государственности. Воля, энергия Президента стали воплощением уникального метода строительства системы президентства”, – констатировал заместитель председателя Гродненского облисполкома Виктор Пранюк.
“Тридцатилетие института президентства – знаменательная дата, в которой, как в фокусе времени, отражено многое, и главное – выбор народа и мандат доверия Александру Григорьевичу Лукашенко, который определяет судьбу развития Республики Беларусь. Институт президентства стал спасительным для Беларуси. Рождался и развивается он вместе с нашей государственностью. Во многом он стал синонимом подлинной независимости и суверенитета, национального единства и культурного кода нашей страны”, – подчеркнул первый заместитель министра образования Александр Баханович.
30-летие института президентства как повод подвести первые итоги
“Тридцать лет в истории небольшой срок, но за это время удалось серьезно укрепить институт президентства, расширив его точки опоры. Мы шагнули в сторону гражданского общества, сформировав его особые инструменты взаимодействия. Завершающим этапом развития политической системы стало придание Всебелорусскому народному собранию конституционного статуса, что позволило вовлечь широкие слои населения в принятие решений стратегического характера. Таким образом, на данном отрезке времени мы пришли к сформированной собственной политической системе”, – заявил аналитик Белорусского института стратегических исследований, член научно-экспертного совета при ЦИК кандидат политических наук Анатолий Бояшов.
“Период в 30 лет был напряженным, годы были сложные, противоречивые, но, тем не менее, институт президентства Беларуси оказался крепким, устойчивым, обеспечил благосостояние в стране”, – убежден главный научный сотрудник Института экономики РАН, заведующий центром постсоветских исследований Леонид Вардомский.
“Под эгидой института президентства за эти годы сформировалась собственная продуктивная модель общественного развития. Ее основами являются сильное государство, социально ориентированная экономика, восточнославянская культурно-цивилизационная принадлежность белорусского народа, – сказал зампредседателя Гродненского облисполкома Виктор Пранюк. – Институт президентства был и остается стержнем системы государственного управления в центре и на местах. Он генерирует разработку новых направлений, эффективных идей и проектов для экономических и социальных сфер, формирования региональной политики. В эпицентре находится забота о белорусах, их нуждах и интересах”.
“За 30 лет Беларусь сформировалась как полноценное государство, как достойная уважения нация. На белорусской земле за три десятилетия не было межнациональных и межконфессиональных конфликтов. И уверен, что не будет, если проводить такую же внешнюю и внутреннюю политику, как сейчас. И самое важное – создана надежная система защиты государства и нации. Мы понимаем четко свои национальные интересы. Знаем угрозы и их источники. И это не другие народы, а правители, истеблишмент, у которого свои меркантильные экономические либо политические интересы. Но ни один народ для нас не является ни противником, ни соперником. У нас свой геополитический выбор – Союзное государство, стратегическое партнерство с Китайской Народной Республикой, целый ряд интеграционных образований. И самое главное – Беларусь уверенно смотрит вперед. В формирующемся многополярном мире мы видим свою роль и место, куда стремимся, и добьемся этого, вне всякого сомнения”, – констатировал старший научный сотрудник Центра политологии НАН кандидат политических наук Александр Маркевич.
“Конституция 1994 года впервые в истории Беларуси предусмотрела в системе высших органов государственной власти должность Президента Республики Беларусь. На этапе первоначального развития суверенной Беларуси институт президентства стал тем связующим звеном, которое обеспечило эффективное взаимодействие различных ветвей власти. Несмотря на свою небольшую историю существования и развития в нашем государстве, институт президентства завершил свое формирование и является неотъемлемым элементом системы высших органов государственной власти, выступает одним из важнейших ее символов и олицетворяет единство народа Беларуси”, – к такому выводу пришли авторы статьи “Становление института президентства в Республике Беларусь” Вадим Ипатов и Дмитрий Полещук.
Президент о президентстве и самом сложном на этом посту
За время своего президентства Александр Лукашенко не раз отвечал на вопросы в том числе об особенностях работы на посту главы государства. Ушло в народ и стало афоризмом его высказывание: “Президентами не становятся, президентами рождаются”. “Если у тебя от природы нет президентского (или стержня, или чего-то), закваски этой, ты не будешь президентом. У тебя должна быть эта связь с народом. Это главное для президента. И это от природы должно быть, – пояснял Александр Лукашенко. – У человека, Президента будущего, от природы должна быть определенная интуиция, определенное чувство, которое его никогда в жизни не подведет. Это в жизни не приобретешь. Это должно быть у тебя от природы. Если этого нет, как у некоторых сейчас западных политиков, глав государств в том числе, к сожалению, у наших соседей, ну, тогда и Президента нет. Слава богу, что там президенты не обладают теми полномочиями по Конституции, как в Беларуси. Ибо была бы беда”.
Совсем недавно Президента спросили, что он считает самым сложным за тот 30-летний период, в течение которого он является главой государства, сохраняя суверенитет и независимость Беларуси. И ответ его был про оправдание высокого доверия, которое он получил от белорусского народа, доверившего ему управлять страной. “Каждый день – утром, вечером, ночью – ты просыпаешься в холодному поту и думаешь: тебе же доверили, как бы не подвести. Вот у настоящего Президента это самое тяжелое”, – сказал в одном из интервью Александр Лукашенко. Президент подчеркнул: чтобы сохранить государство, необходимо сберечь его независимость. “Без нее не может быть государства. А если нет государства, то и нет нас. Мы рабы просто без этого. Поэтому это самое главное – сохранить ее”, – сказал белорусский лидер.