В стране фиксируется рост количества преступлений, связанных с хищениями денежных средств посредством обманных действий в Интернете и с использованием компьютерной техники. О способах защиты своих интересов от интернет-мошенничества сообщалось неоднократно многими средствами массовой информации, банками, правоохранительными органами.
На сегодняшний день наиболее распространенными формами мошенничества в Интернете являются:
- рассылка (СМС, e-mail, в мессенджерах) предложений об участии в проектах, для вступления в которые необходима уплата взноса или сообщение личных данных, распространение сведений о выигрышах в конкурсах и акциях, для получения которого необходимо перевести определенную сумму или сообщить данные банковской карты;
- рассылка вредоносных писем и сообщений, содержащих ссылки на установку вредоносного ПО под видом лицензионного, которое впоследствии «вытягивает» персональные данные из девайса;
- «сайты-фальшивки» — на первый взгляд внешне не отличимые от искомых веб-сайтов (аналогичная структура и оформление, сходный до степени смешения домен), на которых не подозревающий пользователь вводит свои персональные данные;
- взлом аккаунтов в соцсетях для распространения просьб о материальной помощи на благотворительные цели (например, под видом перевода денег для больных родственников, детских домов, приютов и тд.);
- взлом и блокировка аккаунтов с большой аудиторией, для восстановления доступа к которым мошенники требуют перевода денег;
- звонки от имени компетентных представителей обслуживающего банка, требующих под различными предлогами сообщить им данные банковской карты и иные персональные данные (вишинг).
СОХРАНЯЕМ СПОКОЙСТВИЕ
Первое и универсальное правило – не поддаваться панике. Важно понимать, что существует целый комплекс доступных мер для противодействия такого рода хищениям, эффективность которых главным образом определяется быстротой вашей реакции на противоправные действия.
БЛОКИРУЕМ КАРТУ
Если вы понимаете, что стали жертвой мошенничества, а злоумышленники заполучили доступ к вашим персональным данным, то немедленно заблокируйте банковские карты. Заблокировать карту можно следующими способами:
- позвонить в круглосуточный контакт-центр обслуживающего банка (обычно номер указан на обороте пластиковой карты);
- позвонить напрямую в круглосуточную сервисную службу Банковского процессингового центра (8-(017)-299-25-26);
- через мобильный или интернет-банкинг;
- через SMS-банкинг;
- в отделении банка.
ФИКСИРУЕМ ИНФОРМАЦИЮ
При наличии возможности необходимо «по горячим следам» зафиксировать всю имеющуюся информацию о злоумышленнике: скриншоты (веб-сайта, социальной сети, переписки), имена, адреса, информацию, озвученную в ходе диалога, иные характерные особенности. В дальнейшем такие сведения могут быть очень полезны для установления и поиска виновных лиц.
ОБРАЩАЕМСЯ В БАНК
Сообщите в обслуживающий банк о хищении денежных средств. На основании вашего обращения банк проведет внутреннюю проверку, результаты которой также могут быть полезны для расследования инцидента. Рекомендуем также запросить письменное подтверждение от банка о противоправном выводе денежных средств с ваших расчетных счетов – эта информация поможет точнее определить размер имущественного ущерба от действий злоумышленников.
ОБРАЩАЕМСЯ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
Не стоит думать, что раз вы не знаете ничего о злоумышленнике, то дело безнадежно. За время существования интернет-мошенничества правоохранительные органы выработали эффективные меры расследования подобных дел. Также не стоит отказываться от обращения в милицию по причине небольшой суммы похищенных денег: любые сведения о злоумышленниках помогают в раскрытии преступлений. Вполне вероятно, что вы не единственная жертва противоправных действий