Мать военного летчика из Могилевского района: терзаний сыну не показываю, беру себя в руки и поддерживаю его

Во время празднования Дня матери принято особо поздравлять многодетных матерей. И это правильно: воспитать трех и более достойных граждан нашей страны – это действительно непросто. При этом нельзя не отметить, что женщины, вырастившие одного-двух детей, также заслуживают поздравлений. Ведь воспитание даже одного ребенка, который может стать гордостью не только семьи, но и школы, где учился, населенного пункта, где рос, – труд, требующий ежеминутной отдачи и заслуживающий уважения.

Лилию ГОЛУБЦОВУ из Романовичей судьба одарила только одним ребенком – сыном, который, вопреки стереотипам о воспитании единственного чада в семье, вырос настоящим мужчиной и выбрал непростую и редкую профессию.

Макар Голубцов стал военным летчиком. О том, как шло воспитание будущего покорителя неба, и почему был избран именно такой жизненный путь – наш сегодняшний рассказ.

Единственный. Но без поблажек!

Со стороны кажется: у мальчишки были все предпосылки поверить, что все в жизни ему будет доставаться легко и просто. Единственный сын, единственный внук, единственный племянник… Но не тут-то было. Во-первых, сам Макар с детства отличался серьезностью и ответственностью. А во-вторых, в семье делалось все, чтобы парень рос разносторонней личностью и настоящим мужчиной.

Мы с сестрой Светланой работаем в школе (ГУО «Романовичская средняя школа Могилевского района»). Я с 1996 года, сразу после окончания вуза, преподаю химию и биологию. Сестра – английский язык, – рассказывает Лилия Анатольевна. – Макар, конечно же, учился здесь. Но никаких поблажек ему никогда не было. Наоборот – требовали от него, чтобы каждая оценка была подтверждена знаниями, чтобы понимал – он представляет в школе не только себя, но и своих близких. И он это сразу принял. С раннего детства был волевым и целеустремленным.

Музыка, море или медицина? Нет, небо

Чем больше ребенок узнает, чем больше у него будет возможностей попробовать свои силы в разных направлениях, тем больше у него шансов найти именно свое дело. Наверное, так можно назвать подход, который и мама, и другие члены семьи использовали при воспитании ребенка. И потому Макар благодаря папе и дедушке рано приобрел разные трудовые навыки. Благодаря бабушке с шести лет посещал церковь и даже был помощником батюшки. Занимался в музыкальной школе (конечно, фортепиано!), каратэ и конным спортом. Задумывался о том, чтобы стать врачом (давняя мечта Лилии Анатольевны). Но чем взрослее становился, тем очевиднее было – мальчишку манят техника, скорость, яркие впечатления и настоящие мужские профессии.

Чтобы помочь ему разобраться в себе, мы даже ездили не на Черное, а на… Белое море, на Соловки. Да-да – ходили на корабле в тех краях. Интересный опыт и полезный: Макар понял, что море – это не его. И тогда мы посмотрели на небо…

Мама нынешнего военного летчика рассказывает, что самолеты мальчик видел с детства – крылатые машины Могилевского аэроклуба ДОСААФ имени А.М. Кулагина нередко парили в небе над Романовичами. И в какой-то момент появилась «шальная» мысль – может, стоит попробовать?

И вот после 10 класса Макар оказался в кружке летчиков-спортсменов при аэроклубе. Практически каждый день на занятиях – во время учебного года после школы, а на каникулах – с утра. И как результат – первый самостоятельный полет на «Як-52» парень совершил еще будучи школьником!.. Стоит ли говорить, что сомнений, какую профессию получать, у Макара больше не было?

О кумирах

Однако сделать такой выбор, не видя перед собой воодушевляющих примеров, сложно. Макару Голубцову было на кого ориентироваться.

– Мы всегда его воспитывали как сильного мужчину. Тем более, когда поняли, что он выбирает путь профессионального военного. Поэтому и книги, и фильмы были соответствующие. Советская культовая кинолента «Офицеры», современный сериал «Кадетство»… А в аэроклубе он, конечно, брал пример с наших летчиков-инструкторов. Денис Шкаренда (тот самый, который летом 2022-го посадил самолет с отказавшим двигателем!), Виталий Шамардин (заместитель начальника по летной подготовке) – он от них в восторге был. А потом еще познакомился с курсантами Военной академии, которые здесь летную практику проходили. Его к ним очень тянуло, – вспоминает Лилия Анатольевна.

Конкурс – огромный. Место – одно!

И решил Макар, что будет учиться там, где и эти ребята. Но от принятия решения до того, чтобы стать курсантом, – путь огромный и сложный. Усиленная подготовка к ЦТ (без репетиторов, все с учителями родной школы!), подробная информация о наборе на авиационный факультет, сложное прохождение медкомиссии, отказ выбрать более простой вариант поступления на «вертолетчика» и, наверное, вера в чудо. Ведь в тот год набиралось всего три человека на пилотирование самолетов. И при этом два места – суворовцам, шедшим вне конкурса. Оставалось всего одно место. Одно! Желающих его занять было много. Но оно было предназначено Макару Голубцову – уже как выяснилось позже, у него при поступлении был самый высокий балл во всей академии. Можно только представить, какую радость и, главное, какую гордость в этот момент испытывала мама юного курсанта, а вместе с ней и вся семья.

Вылеты – каждый день

Учеба пролетела быстро. Приходилось непросто и Макару, которому нужно было осваивать премудрости военного дела, и взрослым, которые скучали по любимому сыну, внуку, племяннику. Но все справились. Да еще как! Макар окончил академию с дипломом с отличием и с золотой медалью. И вот уже четвертый год молодой человек, которому не так давно исполнилось 24, служит летчиком-инструктором и каждый день совершает вылеты.

Тем самым он одновременно и воплотил свою мечту в жизнь, став покорителем неба, и продолжил династию педагогов – он, как мама и тетя, обучает тех, кто приходит к нему за знаниями и умениями.

Переживать, но отпустить

Разговаривая с Лилией Голубцовой, просто нельзя было не задать простой, но, наверное, самый главный вопрос: не отговаривали ли, не страшно ли? А ответ получился, наверное, достойный звания матери военного летчика:

Страшно. Переживаю очень сильно. Знаю, что полеты у него постоянно. Жду всегда от него сообщений. Молюсь тихонько, прошу у Господа, чтобы был жив-здоров… Но при этом я никогда не отговаривала его. Наоборот, как только поняла, насколько сын небом горит, мечтает стать летчиком, все делала для того, чтобы у него получилось. Помогала не только чем-то конкретным, но и учила его выносливости, сдержанности, самостоятельности – и в словах, и в поступках. И знаете, ведь ни учеба, ни служба его нисколько не изменили – ему не пришлось ломать себя: настолько его характер, его натура, его устремления соответствуют этой профессии. Как же можно было чинить ему препятствия только из-за своих страхов? Поэтому и терзаний своих сыну не показываю, беру себя в руки и поддерживаю его.

Наверное, в этом одно из предназначений матери – даже если сердце будет заходиться от переживаний, нужно все равно помочь ребенку найти себя и свое место в жизни. И с этими словами Лилии Голубцовой просто нельзя не согласиться.

Татьяна АРХИПОВА.
Фото автора
и из личного архива героини.

Добавить комментарий


YouTube
Instagram
Telegram
VK
VK
OK
Tiktok