Поводов для выбора героини этой публикации было несколько. Во-первых, 21 февраля отмечается Международный день родного языка. И кому, как не опытному филологу, говорить о роли языка в жизни человека. Во-вторых, по итогам социально-экономического развития Могилевского района за 2024 год учителю русского языка и литературы из Романовичской средней школы было присвоено звание «Лучший педагогический работник». О том, каким был путь к этой награде и о роли языка в современном мире, – наш разговор со Светланой ГЕРМАНОВИЧ.
ЗВАНИЕ КАК СТИМУЛ
– Светлана Федоровна, какие ощущения от присвоения вам столь высокого звания?
– Конечно, приятно. Но это и большой груз ответственности. Ведь в Могилевском районе много очень хороших учителей. А то, что выбрали меня… Я всегда старалась делать свою работу хорошо, и это звание – дополнительный стимул, потому что такое доверие надо оправдать.
– Наверное, это и повод еще раз убедиться, что выбор профессии был верным?
– Думаю, да. Мне кажется, тому, кто идет в педагогику, нужно учитывать многое, но в том числе и два важных фактора. Первый – необходимо понимать, что работа с людьми (неважно – говорим мы о взрослых или о детях) сложна, и к этому нужно быть готовым. А второй фактор… Понимаете, ведь учитель – это профессия с отложенным результатом. Да, ты видишь, как дети под твоим руководством многое постигают, приобретают знания, учатся их применять на практике. Но, по большому счету, как вложенное учителем в ученика повлияет на его личностное и профессиональное становление – это можно увидеть только спустя годы. И к этому тоже нужно быть готовым. Поэтому выбор профессии учителя должен быть осознанным.
ФИЗИКА ИЛИ ЛИРИКА?
– Как этот выбор проходил у вас?
– С профессией учителя я определилась очень рано. В моем случае главное было выбрать – буду филологом или буду преподавать математику. Да-да, не удивляйтесь. Только на первый взгляд кажется, что это два почти противоположных направления. На самом деле любой язык – это очень четкая система. Он подвижен под влиянием современности, но при этом почти по-математически системен. А я, взвесив все «за» и «против», все же решила, что буду учить детей не математике, а языку.
ОДНО РАБОЧЕЕ МЕСТО
– Ваш педагогический стаж – больше 30 лет. И все это в одной школе?
– В 1991 году, еще будучи студенткой 4-го курса Могилевского педагогического института, я пришла работать в Романовичскую школу. С тех пор я здесь. Так что это у меня первое и единственное рабочее место. Не скрою, меня звали в город, в том числе и на руководящие должности. Но я отказалась. Меня все устраивает в нашей школе. У нас слаженный коллектив, хорошая атмосфера. Здесь комфортно и учителям, и детям – ребята, на мой взгляд, идут в школу с большой охотой.
Если говорить о должности… Знаете, я как учитель принесу намного больше пользы, чем находясь на административной работе. И вообще, считаю, что нельзя предавать того, кто тебе доверился. Не хочу оставлять своих учеников. Дети из сельских школ не менее городских ребят заслуживают возможности получения хорошего образования.
ОТ АЗОВ ДО НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
– Светлана Федоровна, что вам ближе – учить ребят базовым вещам или погружаться в сложные моменты, готовя учеников к серьезным победам?
– Одно не исключает другое. Все взаимосвязано. И удовлетворение от того, что ребята освоили базовые знания, ничуть не меньше, чем от побед на олимпиадах. Наоборот, интересно прививать ребенку любовь к языку и понимание, что он ему пригодится вне зависимости от того, какую профессию тот выберет в будущем. Ну а если среди моих учеников находятся те, кто готов погрузиться в язык и литературу углубленно, я всегда готова включиться. Не без гордости могу сказать, что наши ребята были среди победителей предметной олимпиады на районном и областном уровнях, становились участниками республиканского этапа. Есть победы и на международном уровне. Моя ученица, в настоящее время студентка лингвистического факультета, Арина Головнева была Лауреатом онлайн-олимпиады, которую проводил Российский университет дружбы народов.
Этот учебный год отмечен победой в конкурсе работ исследовательского характера: 11-классница Даша Иванчикова с исследованием концепта «совесть» в русской языковой картине мира одержала победу на областном этапе, а в конце этой недели будет представлять свою работу на заключительном, республиканском, этапе конкурса.
ЧИТАЕМ?
– А как обстоят дела с литературой?
– Сама я читаю много. Вот из недавнего – «Голубая книга» Михаила Зощенко. Очень сильно и очень современно! А что касается уроков литературы, то, конечно, непросто. Дети сейчас читают гораздо меньше, чем предыдущие поколения, поэтому ищу подходы, чтобы увлечь, привить любовь к чтению. Учимся обсуждать, сопоставлять с сегодняшним днем, сравнивать, думать. Стараюсь достучаться до каждого ребенка.
ЯЗЫК КАК «ПЛЮС В КАРМУ»
– В преддверии Дня родного языка – какую роль, кроме самой очевидной, коммуникативной, играет язык в жизни человека?
– Огромную. Если говорить в целом, то, на мой взгляд, без языка нет и народа – ведь это то, что объединяет, что помогает ощущать свою идентичность, понимать историю. Если же говорить об отдельном человеке, то когда мал словарный запас, тогда и внутренний мир человека беден. А чем он обширнее, тем ярче и интереснее становится жизнь и глубже ее понимание. Язык – это еще и культура народа: сколько языков знаешь, столько национальных культур сможешь понять, столько других стран сможешь увидеть даже сидя дома.
Я пытаюсь это и детям донести. Вне зависимости от того, где и кем они будут трудиться, хорошее владение языком (в первую очередь, родным, но иностранные тоже важны) всегда поможет в решении любых задач. Это, как говорят мои ученики, «плюс в карму». И я с ними согласна.
– Спасибо за интересный разговор!
Татьяна АРХИПОВА.
Фото автора.